Подсистема "Приемка по качеству"

Приемка по качеству — фактическое получение, принятие товара и сопутствующих ему документов, которое сопровождается проверкой (в зависимости от вида товара) его внешнего вида, упаковки и других товароведных характеристик.

Приемка но качеству производится уполномоченным торговой организацией лицом.

При приемке по качеству используются внешние документы и внутренние документы.

Правила приемки товара и ее документальное оформление определяются договором поставки. В указанном договоре определены нормативные акты (законы, технические регламенты и т.д.) и нормативные документы (межгосударственные стандарты, национальные стандарты, технические условия и т.д.), которым должен соответствовать поставляемый товар.

Изготовитель (продавец) обязан представить покупателю иные документы, если наличие таких документов требуется в соответствии с законодательством РФ. Речь, прежде всего, идет о таких технических документах, как сертификаты соответствия, декларации о соответствии и др.

В отдельных случаях в договорах поставки дублируется порядок приемки по качеству, установленный инструкцией "О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления но качеству" (1.6). Документом, подтверждающим недоброкачественность и некомплектность товара, отсутствие надлежащей маркировки, а также недоброкачественность тары и упаковки, является акт приемки по качеству. В Приложении 9 приведена унифицированная форма акта, утвержденная Госкомстатом России.

Конкретные процедуры приемки регламентируются в стандартах на конкретную продукцию. В частности, в стандарте определяются следующие вопросы:

1) порядок предъявления товара к приемке;

2) размер предъявляемых партий;

3) контрольные нормативы;

4) необходимость и время выдержки продукции до начала приемки;

5) оформление результатов приемки (документ о качестве, клеймо).

В соответствии со стандартами на правила приемки товаров потребитель (торговая организация), как правило, осуществляет выборочный контроль качества (см. гл. 4, параграф 4.2).

В ряде торговых систем в целях анализа качества товаров с ограниченным сроком хранения применяются внутренние документы типа карты входного контроля (см. Приложение 10). Эта карта заполняется в момент приемки, хранится вместе с товарно-транспортной накладной. При выявлении несоответствий данные из карты вносят:

1) в карту, в которой обобщаются данные о качестве продукции конкретного поставщика;

2) на интернет-страницу.

При входном контроле минимальный объем выборки продукции составляет 10% от поставленного количества упаковочных транспортных единиц (т.е. коробов), но не менее 3 коробов. При входном контроле продукции проблемных поставщиков проверяется 100% коробов. Зафиксированные несоответствия регистрируют в таком разделе учетной карты, как "Комментарии по выявленным несоответствиям".

Управление несоответствующей продукцией — это действия торговой организации в отношении недоброкачественной продукции, обнаруженной в процессе приемки по качеству. Указанные действия определены в договорах поставки. Например, рекомендуется [40] в договорах на поставку продовольственных товаров указывать на следующие действия.

1. В случае обнаружения в процессе приемки недоброкачественных товаров (с просроченным сроком хранения, испортившихся до окончания срока хранения, потерявших товарный вид, в ненадлежащей упаковке) продавец обязан своими силами и за свой счет заменить недоброкачественные товары на качественные. В случае невозможности замены недоброкачественных товаров покупатель вправе отказаться от недоброкачественных товаров и их оплаты. Продавец не имеет права настаивать на приемке недоброкачественных товаров и обязуется вывезти недоброкачественные товары тем же рейсом, каким они прибыли.

2. Минимальный срок годности поставляемых товаров должен быть не менее ... дней или 70% от общего срока годности. В противном случае покупатель вправе отказаться от приемки таких товаров. Продавец не имеет права настаивать на приемке таких товаров и обязуется вывезти непринятые товары тем же рейсом, каким они прибыли.

3. В случае обнаружения после приемки недоброкачественных товаров, в том числе товаров, испортившихся до окончания срока хранения (при условии соблюдения покупателем условий хранения товаров), покупатель письменно, по факсу, электронной почтой, телефонограммой извещает об этом продавца. Продавец обязан своими силами и за свой счет произвести замену или возврат недоброкачественных товаров или возврат их стоимости. В случае невыполнения продавцом данного условия покупатель вправе отказаться от таких товаров и от их оплаты либо вычесть их стоимость из сумм, подлежащих перечислению продавцу за другие товары.

9.3. Подсистема "Закупочная деятельность"