Подход к изучению конфликтов в отечественной традиции

Как известно, основополагающим принципом отечественной психологии является разработанная еще в трудах Л. С. Выготского идея единства индивида и социальной среды. В соответствии с этим конфликт рассматривается, исходя из учения о социальной сущности человека, и в то же время – из неизбежности субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания. Значительный вклад в исследование конфликтной проблематики внесли А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин и др.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева (1903– 1979), ОГЛАВЛЕНИЕ и сущность внутреннего конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Однако эта структура в свою очередь сама детерминирована противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. "Многообразные отношения, в которые человек вступает в действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности". Так, например, может возникнуть разлад, расщепление личности на две посторонние друг другу сферы: ее проявлений в реальной жизни и существования в иллюзорном мире фантазий, в аутистическом мышлении.

Конфликт также, по мнению ученого, постоянно воспроизводится внутри личности вследствие того, что "не может исчезнуть постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов, несущих в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и "равнодушных" к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить".

Противоречие может возникать между различными мотивами поведения, которые в процессе развития личности вступают между собой в иерархические отношения. А. Н. Леонтьев описывает проявление внутреннего конфликта у ребенка на самом раннем этапе формирования личности в виде феномена "горькой конфеты". В эксперименте с дошкольниками перед ребенком ставилась задача достать удаленный от него предмет, не вставая со своего места. Как только ребенок принимался решать эту задачу, экспериментатор уходил в другую комнату, из которой продолжал наблюдение за испытуемым. Однажды после ряда безуспешных попыток ребенок встал, подошел к предмету и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчас же вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил шоколадную конфету. Однако ребенок отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, малыш заплакал. "Действия ребенка отвечали ... двум различным мотивам, т.е. осуществляли двоякую деятельность: одну – по отношению к экспериментатору, другую – по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация "сшибки". Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором ...: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному смыслу (курсив А. Н. Леонтьева)". По мнению ученого, конфликты постоянно сопровождают процесс развития личности, возникая вследствие перестройки иерархии мотивов и становления связной системы личностных смыслов.

На пристрастность человеческой психики и принятие субъективной оценки личностью сложившейся ситуации в качестве обязательного компонента наличия конфликта указывает и В. Н. Мясищев. По его мнению, своеобразие человеческой психики "заключается в том, что человек является сознательным субъектом, т.е. выделяющим себя из окружающего, сознательно относящимся к различным сторонам действительности и активно воздействующим на нее в соответствии со своими потребностями и вытекающими из них целями". Выступая с критикой бихевиоризма, настаивающего на ведущей роли ситуативных факторов в возникновении конфликтов, Мясищев утверждает, что конфликтная ситуация является "психической презентацией" назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Если переживания данного конфликта начинают занимать центральное место в системе отношений личности, конфликт может привести к неврозу.

И. С. Мерлин, обязательным условием возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком. Ученый считает, что исход конфликта не выводится однозначно ни из объективной ситуации, ни из направленности личности. "Но от исхода конфликта, от конечного поступка, на который решается человек, зависит все дальнейшее развитие личности". При этом подчеркивается решающая роль человека как субъекта деятельности в процессе разрешения конфликта: "В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками". Таким образом, В. С. Мерлин, так же как А. Н. Леонтьев, отмечает важную роль конфликтов в развитии личности.

Различные психологические подходы не просто способствовали выявлению различной феноменологии конфликтов, предложили разное понимание их природы, но и, исходя из своих концептуальных построений, исследовали различные измерения данного явления. Интрапсихический подход изучал в основном аффективные аспекты, связанные с внутренними переживаниями людей; ситуационный – работал с поведенческой составляющей; когнитивный подход добавил к этому когнитивные факторы формирования как аффективного, так и поведенческого параметра и более полно раскрыл понимание конфликта как субъективного феномена.

Теоретические построения породили соответствующие направления в практической работе с психологическими проблемами: психоаналитическая практика, транзактный анализ, рационально-эмотивная и гештальт-терапия, различные групповые тренинги и др. Каждый из объяснительных принципов классической психологии оказывается эффективным в определенной области, в работе с определенными видами конфликтных явлений.