Лекция 19. Подходы к созданию единого информационного пространства России

В результате изучения главы студент должен:

знать определение понятия единого информационного пространства, условия влияния "цифровой эпохи" развития общества на восприятие и понимание времени и пространства в отношениях и поведении людей в условиях виртуального мира, его воздействия на реальные отношения субъектов и их правовой статус, на такие институты общества, как суверенитет государства, его юрисдикция в регулировании национальных, международных и глобальных мировых проблем общества;

уметь различать локальные, тактические, стратегические проблемы в развитии информационного общества; формулировать их или выявлять в той информационной среде, в которой субъект живет и трудится, находить правовые средства для упорядочения виртуальных и реальных отношений в условиях глобального информационного пространства;

владеть знаниями и средствами организации своей деятельности профессиональной, общественной и личной в условиях сочетания виртуальной и реальной культуры социального общения, динамичного правового регулирования и трансформации многих институтов жизни социума, сложившихся в предыдущие эпохи жизни общества, но действующие еще в новых условиях информационного пространства и информационной среды.

Вопросы расширения информационного пространства взаимодействующих субъектов

Активное использование потенциала ИКТ к настоящему времени позволило сформировать множество новых форм реализации информационного взаимодействия различных субъектов. Информационное пространство каждого государства насыщено разными формами телекоммуникационной связи, спутниковыми, электронными и прочими видами инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно реализовать контакты деловые, личные, корпоративные, межгосударственные.

Информационные технологии в части программирования и комплектования программного обеспечения для решения самых разных задач производства, управления, научно-практических проблем, обеспечения потребностей социальной и культурной сфер делают гигантские шаги и создают условия для инновационных процессов во всех сферах жизни социума. Казалось бы, что условия цифровой информационной эпохи имеют достаточную основу и создание информационного общества в полном смысле не за горами.

Однако три основных составляющих ИКТ (программное и иное технологическое обеспечение; системы коммуникаций; формирование информационных систем и их функционирование), а следовательно, и направления их развития и включения в инновационные процессы, развиваются неравномерно. Наиболее проблемной частью потенциала ИКТ к настоящему времени является сама информация, тот контент, который должен заполнить программно-коммуникативные структуры и дать пользователю интеллектуальный продукт, знания, необходимую информацию для выбора вариантов поведения, организации отношений с разными субъектами, для принятия решений. Складывается ситуация, при которой информации много, она доступна, но одновременно и чрезвычайно разнообразна в силу исторических и прочих условий развития участников пользования инфокоммуникациями. Это значит, что пространство единое имеем, но цели использования его информационного потенциала еще в значительной мере подчинены веками сложившимся традициям. Это тормозит и поиск измерителей коэффициента его полезного действия в удовлетворении потребностей общества.

Возникает ряд вопросов, требующих оценки имеющейся и используемой информации с учетом потребностей разных категорий пользователей. На эту проблему полезно посмотреть с учетом структуризации информационного пространства в зависимости от круга пользователей и специфики контента. С точки зрения сетевой коммуникации всего пространства инфосферы, пространство представляет надтерриториалъную категорию, не дифференцированную по признаку принадлежности пользователей и других участ ников интернет-сообщества в информационных процессах. В первый период развития Интернета, когда шел процесс расширения участников этого сообщества, так и было. Однако сейчас, когда почти все граждане являются пользователями сетей и информационного пространства, картина изменяется. "Модель выработки политики, ориентированная на интернет-сообщество, меняется", – констатирует Йован Курбалийя. Требуется все большее участие правительств и других структур, представляющих граждан, а не только организаций пользователей интернет-сообщества, представительства в лице Общества Интернета (Internet Society, ISOC) и рабочей группы по проектированию Интернета (Internet Ingineering Task Force, IETF). "Хотя интернет-сообщество может исчезнуть как отдельная заинтересованная сторона, важно сохранить все ценности, которые оно продвигает: открытость, обмен знаниями и защиту интересов пользователей Интернета", – пишет Й. Курбалийя[1].

Процессы, которые сейчас наблюдаем в области выстраивания инфраструктуры информационного пространства с учетом обеспечения акцента на целевые критерии, на специфику контента, позволяют выделить, по крайней мере, три области: 1) область единого информационного пространства Российской Федерации; 2) область информационного взаимодействия России с государствами – участниками СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ЕврАзЭС и другими государствами, наиболее активными в плане обеспечения экономических, социальных интересов на основе договорных отношений; 3) область информационного пространства, которая в наибольшей степени важна для реализации конкретных проблем в экономическом, политическом, культурном взаимодействии в международном содружестве и влиянии России на перспективы развития продуктивного сотрудничества стран в такой сложный переходный период своей истории.

По этим трем направлениям можно проследить особенности использования информационного пространства и всего информационного потенциала участников, специфики выстраивания государственной политики и применения средств информационного взаимодействия.

По первому направлению – условиям формирования инфраструктуры информационного пространства Российской Федерации – в предыдущих разделах и главах учебника сказано достаточно. Это направление обеспечивается политикой государства, целевыми программами, всей деятельностью "электронного правительства" как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Этому способствует внимание к развитию процессов интеграции информационных систем в региональном и отраслевом, межрегиональном и межотраслевом аспектах, вся социальная политика России. Расширение емкости информационного пространства подтверждается и созданием дополнительных ресурсов путем легализации нового домена "РФ". Реальным примером внимания к этому вопросу могут быть Рекомендации парламентских слушаний, состоявшихся 28 июня 2010 г. При обсуждении вопросов совершенствования федерального законодательства по обеспечению информационной безопасности при использовании ИКТ для оказания государственных услуг и осуществления межведомственного электронного документооборота был обозначен широкий перечень предстоящих решений. Отметим лишь одно, достаточно емкое мероприятие. Речь о том, чтобы в Положении о единой вертикально интегрирующей государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (ЕГАИС "Управление") предусмотреть принципы единства используемых терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей, регламентов отчетности, стандартов технологий и т.д.

По второму направлению – освоение и наполнение соответствующим контентом пространства взаимодействия со странами СНГ, участниками ОДКБ и другими субъектами – приведем новые материалы. Они сосредоточены в результатах международных форумов по различным проблемам сотрудничества, и в особенности по вопросам обеспечения информационной безопасности. Наиболее наглядно эта сторона проблемы отражена в материалах 6-го Евразийского форума "Международные проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности". В рамках Регионального содружества в области связи (РСС) прошло более десятка заседаний Комиссии по информационной безопасности при Координационном совете государств – участников СНГ по информатизации при РСС. В частности, в Решении № 15/3 предусмотрены такие меры, как создание Единого центра по обеспечению информационной безопасности в киберпространстве государств – участников СНГ, определена базовая организация этого центра и даны поручения о разработке положения о Едином центре и его базовой организации в лице ФГУП ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ФГУП ВНИИ ПВТИ).

По третьему направлению заметна активизация работы в конкретных формах использования информационного пространства. По сообщениям СМИ, Правительство РФ открывает новый сайт ModernRussia.com, основная задача которого – предоставлять зарубежной аудитории информацию об инвестиционном климате и экономических возможностях в России, о социально-политических инициативах кабинета министров и бизнеса. Этот сайт работает исключительно на зарубежное пространство, и ведет его на английском языке американская PR-компания Ketchum. Московский центр Карнеги также запустил свой сайт о российской модернизации. Это еще один путь расширения информационного пространства России.

Эти вопросы связаны с выявлением определенных критериев, необходимых для структуризации информационного ресурса в целях формирования информационной среды любого пользователя на основе открытой информации, с созданием условий комфорта, полноты, доверия к источнику, условий, позволяющих действительно использовать возможности преодоления пространства и времени при получении (передаче) искомого ресурса. Необходимо и полноценное использование информации ограниченного доступа при обязательном соблюдении установленных правил.

Сказанное не исчерпывает пространственных проблем информатизации. Для России наиболее важен вопрос взаимодействия на единой методологической основе структур административного, экономического, социального, конфессионального планов на своей собственной территории. Именно от решения этой проблемы находятся в прямой зависимости и темпы и качество инноваций на основе ИКТ.