Подходы к определению основных этапов социализации личности

В современной социальной психологии все отчетливее проводится мысль об актуальности изучения особенностей становления личности на всех основных этапах ее онтогенеза, что неизбежно влечет за собой необходимость обращения к пониманию социализации личности. Проблема выделение стадий социализации личности в системе психологического знания имеет свою логику становления. Если общепринятым считается "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности, то вопрос о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации, является дискуссионным.

Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости. Он обратил внимание на развитие человеческого "Я" в процессе социогецеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее в себя как позитивные, так и деструктивные новообразования возраста, связанные с разрешением кризисного противоречия возраста (табл. 10).

Концепция Э. Эриксона снимает дискуссионный характер социально-психологической проблемы социализации взрослых и пожилых людей, утверждает не только возможность, но и необходимость позитивной социализации на всех возрастных этапах.

Таблица 10

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону

Стадии

Радиус значимых отношений

Основной выбор или кризисное противоречие возраста

Позитивные "новообразования" возраста

Деструктивные "новообразования" возраста

1. Младенчество

Мать

Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности

Базисное доверие, надежда

Уход от общения и деятельности

2. Раннее детство

Родители

Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений

Воля

Навязчивость (импульсивность или соглашательство)

3. Возраст игры

Семья

Личная инициатива против чувства вины и страха порицания

Целеустремленность, целенаправленность

Заторможенность

4. Школьный возраст

Соседи, школа

Предприимчивость против чувства неполноценности

Компетентность,

умелость

Инертность

5. Подростки

Группы сверстников

Идентичность против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

6. Юность

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность против изоляции

Любовь

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)

7. Взрослость

Разделенный труд и общий дом

Производительность против застоя, поглощенности собой

Забота, милосердие

Отверженность

8. Старость

Человечество – "мой род"

Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения

Мудрость

Презрение

Чешский социальный психолог А. Юровский предлагает следующие стадии социализации:

1) стадия связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм в процессе его вхождения в первичные социальные группы (семья, референтные группы и т.д.), изучаемые в рамках социологии;

2) стадия характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли), рассматривает социальная психология;

3) стадия связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта и всей системы социальных условий и отношений, выступает предметом изучения общей психологии.

Автор отмечает, что названные стадии происходят одновременно и носят междисциплинарный характер.

В отечественной социальной психологии социализация личности связана с усвоением социального опыта, приобретаемого в ходе трудовой деятельности. На основании отношения к трудовой деятельности Г. М. Андреева выделяет три основные стадии социализации:

1) дотрудовая;

2) трудовая;

3) послетрудовая.

Дотрудовая стадия социализации продолжается весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает два периода;

а) ранняя социализация (время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства));

б) стадия обучения (весь период юности, к которому относится все время обучения в школе).

Вопрос относительно периода обучения в вузе или техникуме является среди социальных психологов дискуссионным. Г. М. Андреева отмечает, "если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии", однако специфика обучения в этих учебных заведениях по сравнению со средней школой значительно отличается.

Трудовая стадия социализации соотносится с периодом зрелости и трудовой деятельности человека и имеет ведущее значение для развития личности. Исследователи отмечают, что демографические границы "зрелого" возраста условны и в настоящее время пересматриваются в сторону их повышения, в связи с увеличением продолжительности жизни и сохранением социальной активности. Особое значение трудовой стадии состоит в том, что личность не столько усваивает социальный опыт, сколько продуктивно воспроизводит его. Особое значение проблема социализации взрослых приобретает в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования и возможностями для проведения междисциплинарных исследований.

Послетрудовая стадия социализации личности приобретает еще более сложный дискуссионный характер, поскольку связана с проблемами социализации пожилых людей. Появление данной проблематики связано с увеличением общей продолжительности жизни человека и соответственно с увеличением количества людей пожилого и старческого возраста.

В современной психологии проблемы пожилого возраста становятся актуальными для геронтопсихологии, геронтологии и гериатрии, в которых до недавнего времени человек, достигший взрослости, рассматривался в состоянии "психической окаменелости", то в настоящее время разрабатываются представления о безграничности личностного развития человека, о развитии как об основном способе существования.

Разработаны различные модели старения – "каскадная модель", "модель последнего спада", "модель противодействия старению". Например, "модель благополучного старения" предполагает гармонизацию личности пожилого человека на основе принятия себя, проявления личной активности, наличия социальных связей. В социальной психологии проблема послетрудовой стадии социализации, несмотря на полярно противоположные позиции и недостаточную теоретическую разработку, изучается в экспериментальных исследованиях, в которых раскрывается, что люди пожилого возраста вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта, обсуждаются различные формы использования их социальной активности.

С. К. Рощин (2002) в процессе социализации личности выделяет психологическую и социально-психологическую стороны, составляющие единый сложный процесс, в котором они системно взаимосвязаны и взаимозависимы. По его мнению, психологическая сторона отражает вклад, который вносит в процесс социализации сам индивид как активный субъект в зависимости от своих психологических способностей, развития когнитивной сферы, возможностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения. Социально-психологическая сторона включает в себя институты общества, осуществляющие процесс социализации, для которых человек выступает в качестве объекта воздействия.

В зависимости от специфики психологической и социально-психологической сторон С. К. Рощин выделяет в процессе социализации следующие возрастные периоды: ранний период ограничен первыми 12-ю годами жизни человека, второй период – между 12 и 18 годами и третий, продолжающийся всю оставшуюся жизнь. В каждом этапе раскрываются особенности когнитивной сферы личности, связанные с ростом самостоятельности и критичности в восприятии различных социальных влияний, изменение роли институтов социализации, а также расширение круга социальных связей и отношений.

По мнению С. К. Рощина, важная роль в процессе социализации принадлежит критическим событиям в жизни общества или отдельного индивида.

Под критическими событиями понимаются события, которые неожиданно и резко нарушают привычный процесс жизни, связаны с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями и нередко заставляют человека пересмотреть всю сложившуюся систему ценностей.

Примеров критических событий становится все больше, ими могут служить война во Вьетнаме для американских ветеранов, для российских участников – боевые действия в Афганистане и Чечне, природные и техногенные катастрофы, террористические акты и угрозы для мирного населения, профессиональная деятельность (пожарные, спасатели, врачи, психологи и т.д.), связанная с чрезвычайными (экстремальными) ситуациями. Критические события приводят к возникновению посттравматических стрессовых нарушений, вызывающих у участников, свидетелей, косвенных жертв когнитивно-эмоциональные и личностные изменения, создают необходимость оказания психологи ческой и психотерапевтической помощи с целью их социализации.

Необходимо отметить, что рассмотренные подходы к выделению этапов социализации разработаны в "индустриальной" парадигме социализации, в которой человек был жестко прикреплен к социальной группе, подчиненной детерминантам технико-производственного характера.

В современной ситуации постиндустриального общества происходит резкий переход от малоподвижных социально-групповых "классов" к динамичным малым группам, которые носят преимущественно временный и функциональный характер и детерминируются новыми социокультурными, ментальными факторами духовного характера. Идентификация человека с названными группами является в большей мере условной.

Постиндустриальное общество, в отличие от прежнего, лишено единого центра, составляющего основу социальной жизни, и представляет собой "мозаичное общество" с предельной подвижностью связей и зависимостей, постоянной сменой центров своего притяжения. Изменение условий социализации и форм социального поведения личности предполагает поиски новых подходов к пониманию процесса социализации.

Итак, процесс социализации личности обусловлен, с одной стороны, сложной системой разноуровневой социальной детерминации, с другой, возрастными и индивидуальными особенностями, носит междисциплинарный характер и требует разработки новых методов для его всестороннего теоретического и экспериментального изучения.

Выводы

1. Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

2. В зарубежных и отечественных психологических теориях предлагаются разные интерпретации понятия социализации. Л. С. Выготский выступает против идеи изначальной асоциальности ребенка и выдвигает идею изначальной его социальности. Последователи Л. С. Выготского подчеркивают, что ребенок как существо социальное связан с обществом самыми тесными узами, изменяется его место

в системе общественных отношений и характер его связи с обществом.

3. Процесс социализации включает две стороны: процесс усвоения индивидом социального опыта и его воспроизводство в социальной системе.

4. Смысловыми детерминантами социализации, ее взаимосвязанными гранями выступают: социализация как инкультурация, социализация как интернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование социальности.

5. Факторы социализации: на макроуровне детерминации (мировое сообщество, страна, общество, государство) целенаправленно задают ориентиры (материальные, духовные, организационные) социализации личности; на мезо-уровне (этнокультурные, региональные условия, СМИ) формируются условия для взаимодействия человека с различными организациями, специально созданными для его социализации или реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными; факторы, относящиеся к названным уровням детерминации, влияют не напрямую, а опосредованно через микроуровень детерминации (семья, группы сверстников, учителя и т.д.).

6. В отечественной и зарубежной психологии выделяются различные этапы (стадии), характеризующие социально-психологические изменения личности в процессе социализации и охватывающие весь жизненный путь человека.