Лекция 8. Подходы и методы оценки бизнеса

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

• концепции оценки бизнеса в историческом аспекте;

• взаимосвязь концепции оценки бизнеса с базовыми одноименными подходами оценки, порождаемыми ими;

• классификацию подходов и методов в оценке бизнеса;

уметь

реализовывать подходы и методы оценки бизнеса на практике в соответствии с алгоритмом процесса оценки бизнеса;

• выполнять итоговые корректировки;

владеть

• такими сложными процедурами процесса оценки, как анализ и оценка рисков бизнеса, с их отражением в ставке дисконтирования (в том числе странового риска).

Базовая классификация подходов

Какой-либо унифицированной формулы, с помощью которой можно было бы определить стоимость любой компании в любой конкретной ситуации, не существует. Это и понятно, поскольку ожидания владельцев относительно размера будущих выгод, риск, связанный с деятельностью компании, структура и состав ее активов уникальны для каждой из компаний. Поэтому для стоимостной оценки предприятий применяются различные концепции и разработанные на их основе подходы и методы.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов – "трех китов" оценки, в основу каждого из которых легла та или иная изложенная выше концепция:

• Затратного (Имущественного);

• Сравнительного (Рыночного);

• Доходного.

Каждый из подходов можно классифицировать по крайней мерс по трем позициям:

1) концептуальность – выразителем и носителем какой концепции является тот или иной подход;

2) точка зрения – выразителем чьей позиции (какого субъекта рынка) в формировании стоимости является тот или иной подход;

3) временной фактор – с информацией какого периода времени работает оценщик, применяя тот или иной подход.

Затратный подход, в оценке бизнеса имеющий еще и другое название – Имущественный, – является носителем концепции затрат, отражает точку зрения продавца, стремящегося возместить произведенные им затраты за период в прошлом по созданию данного объекта, отраженные в ретроспективной бухгалтерской отчетности. Именно по затратам формируется нижняя граница "цены продавца". Основывается на принципе замещения и принципах, связанных с эксплуатацией собственности.

Сравнительный (Рыночный) подход является носителем концепции рынка и основывается на рыночной группе принципов (в первую очередь – на принципе соотношения спроса и предложения, вклада и др.). Процесс формирования стоимости отражает точку зрения свободного конкурентного рынка[1]. Во временном плане работает с информацией, непосредственно приближенной к настоящему моменту, т.е. дате оценки, как со стороны прошлого (недавно проведенные сделки купли-продажи), так и со стороны будущего (листинги предложений но сделкам).

Доходный подход во главу угла ставит концепцию дохода как основной фактор, определяющий величину стоимости. Отражает точку зрения покупателя, основывается на принципе ожидания (доходности) и других принципах. Модели реализации методов Доходного подхода строятся для некоторого (прогнозного) периода в будущем, в расчет вводятся будущие прогнозные потоки доходов, суммарная текущая стоимость которых определяет верхнюю границу "цены покупателя". Таким образом, "подход" – это несоизмеримо более глубокое понятие, чем просто "совокупность методов", как это определено в "Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности", отмененных с 1 января 2008 г.

Хочется остановиться также на традиционной оценке "преимуществ" и "недостатков" каждого из подходов, встречающейся практически в каждом издании по оценке. Основные соображения по этому поводу могут быть сведены в табл. 8.1. Кавычки выставлены авторами намеренно, хотя в оригиналах их обычно нет. Это связано с тем, что введение данных понятий не подкрепляется логикой. Действительно, может ли быть наличие корректировок – "недостатком" Сравнительного подхода, если это есть суть его модели? Является ли недостатком отсутствие четвертого угла у треугольника?! Является ли субъективизм (при определении ставки дисконта, износа или величины корректировки) недостатком подхода, если субъективизм лежит в основе проведения процесса оценки. Субъективизм связан с принятием оценщиком решений практически на каждом шаге процесса оценки. Нельзя говорить как о недостатке о том, чего не должно быть или не предусмотрено моделью[2] или алгоритмом. Это вопрос ограниченности модели[3]. Надо отдавать себе отчет в том, что́ такое постановка задачи, каковы условия применимости данной модели, метода или формулы. В обсуждаемом контексте не стоит даже говорить о сильных сторонах, о преимуществах по сравнению с чем-то. Законно говорить о специфике, относящейся к алгоритму реализации подхода и отраженной, в частности, во втором столбце табл. 8.1, и об условиях и сфере применимости подхода, в значительной степени отраженных в третьем столбце данной таблицы. Остальное – лишнее.

Таблица 8.1

Специфика подходов

Подход

Предоставляемые возможности ("преимущества")

Ограничения применимости ("недостатки")

Затратный

1. Дает возможность полной идентификации конкретных активов, находящихся в собственности компании.

2. Дает возможность выделения

в алгоритме конкретных элементов износа и устареваний.

3. Учитывает текущую и долгосрочную задолженность.

4. Можно использовать для оценки новых объектов

и объектов, не создающих потока доходов.

5. Позволяет рассчитать ликвидационную стоимость компании

1. Значительно зависит

от учетной политики компании и оценки основных средств.

2. Не отражает доходоприносящий потенциал компании.

3. Не способен полностью учесть все аспекты экономического устаревания

Сравнительный

1. Наиболее надежный индикатор рынка.

2. Отражает общий взгляд финансовых инвесторов на отрасль в кратко- и среднесрочной перспективе

1. Требует наличия активного рынка для отбора необходимого числа сопоставимых сделок.

2. Имеет ограниченное применение в условиях низкой ликвидности в целом фондового рынка.

3. Возможны недостаток или отсутствие свободной информации по сделкам.

4. Данные быстро устаревают

Доходный

1. Отражает логику большинства принимаемых в бизнесе решений.

2. Учитывает доходоприносящий потенциал компании.

3. Учитывает временной фактор.

4. Учитывает риски, связанные как с отраслью, так и с самим предприятием.

5. Наилучший способ измерения совокупного износа и устареваний.

6. В силу своей специфики полностью учитывает экономическое устаревание

1. Уровень умозрительности (анализа и абстракции) высокий

В рамках рассмотренных подходов разработаны определенные группы оценочных методов, позволяющих учесть условия оценки, наличие необходимой информации, цели и функции оценки, а также отраслевые особенности оцениваемой компании и ее собственные характеристики. В связи с этим результат, полученный па основе одновременного применения всех трех подходов, т.е. оцененный по крайней мере тремя методами, каждый из которых представляет один из подходов, логично считать наиболее обоснованным и объективным.