Подготовка основных документов

После того как определен состав учредителей и они нашли должное взаимопонимание по указанным выше принципиальным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей-инициаторов следует сосредоточиться на подготовке пакета документов, необходимых для регистрации и лицензирования будущего банка.

Основными документами считаются учредительные документы создаваемого хозяйственного общества. В ГК РФ указанные документы и их ОГЛАВЛЕНИЕ трактуются следующим образом.

Ст. 52. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. <...>

Учредительный договор юридического лица заключают, а устав утверждают его учредители (участники).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные в законе для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных в законе случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены в учредительных документах и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности с целью его создания, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода... участников из его состава[1].

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных в законе, – с момента уведомления органа, осуществляющего. .. регистрацию, о таких изменениях. <... >

Далее в ГК РФ уточняется (ст. 89, 95, 98), что учредительный документ ООО (ОДО) или АО один – устав. Вместе с тем участники создания хозяйственного общества должны также заключить в письменной форме договор об его учреждении (создании).

В таком договоре о создании (учреждении) банка должны быть определены:

• обязанность учредителей создать банк;

• порядок совместной деятельности в целях его создания;

• состав учредителей, условия передачи ими банку части своего имущества и участия в его деятельности;

• условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и убытков;

• порядок выхода учредителей (участников) из его состава (для ООО).

Учредительный договор должны подписать все учредители. Подписи представителей учредителей – юридических лиц должны быть заверены печатями соответствующих юридических лиц. Подписи физических лиц удостоверяет нотариус; он удостоверяет и документ в целом.

Если взносы самих учредителей покрывают лишь часть объявленного ими УК, то в договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать других участников банка. Однако при учреждении акционерного банка весь УК сразу должен быть распределен между учредителями (оплата акций – по их номинальной стоимости). Если банк создается в форме открытого АО, то его учредителям необходимо будет надлежащим образом зарегистрировать первый выпуск акций банка.

После подписания учредительного договора расчетно-кассовый центр (далее – РКЦ) Банка России открывает учредителям временный (накопительный) расчетный счет, на который они вносят (перечисляют) не менее 10% номинальной стоимости долей УК, которые они обязались внести в качестве вкладов. Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно.

Целесообразно вносить на накопительный счет сразу все причитающиеся с учредителей суммы, т.е. сразу формировать УК в полном объеме. Это отвлечет на какое-то время деньги учредителей из их оборота, но зато сократит организационный период, позволит банку скорее начать работать. Но такой подход оправдывает себя в том случае, если хорошо отработаны все документы, необходимые для создания банка, что дает надежду на его регистрацию в возможно короткие сроки.

При внесении денег на накопительный счет не следует забывать, что запрещается перечислять средства за другого учредителя и перечислять их с текущих, а не с расчетных счетов каждого учредителя – юридического лица. В противном случае РКЦ не примет эти деньги, что на длительное время может затянуть регистрацию банка по вине самих учредителей.

Договор о создании банка должен содержать и другие важные решения. Например, в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 19.03.1999 № 513 "О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой..." УК частично или даже полностью может быть сформирован за счет иностранных валют. В этом случае в договоре следует указать, какие валюты будут приниматься в оплату капитала (существует закрытый перечень наименований иностранных валют, которые ЦБ разрешает принимать в качестве взноса в УК), по какому курсу оценивается вносимая валюта или, что то же самое, какова рублевая и валютная стоимость доли УК (это определяет собрание учредителей).

Если среди учредителей имеется нерезидент, то он также вправе оплатить свой взнос в УК со своего валютного счета в другом банке, предварительно получив необходимое разрешение Банка России[2].

Следует четко соблюдать и требования Банка России в отношении неденежных форм взносов в УК. Главные из этих тре

бований таковы (см., в частности, главу 4 Инструкции ЦБ РФ № 135).

1. Не может быть вкладом в УК банка имущество, право распоряжения которым ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами.

2. Внесенное в УК банка в установленном порядке имущество становится его собственностью.

3. Вклады в УК могут делаться в виде рублевых и валютных средств, а также неденежных активов.

4. К неденежным активам в данном случае относятся материальные активы.

5. Под материальными активами понимаются:

• принадлежащее учредителю КО на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором будет располагаться КО (ее подразделение);

• принадлежащее учредителю КО на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

В документах ЦБ РФ ничего не говорится о том, могут ли входить в состав данных активов, принимаемых в УК, например, земля под банковским зданием, имущественные права, автомобили, средства связи, оргтехника и т.п.

6. В случае внесения в УК банка материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в УК. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе банка в рублях. Денежную оценку материальных активов утверждает: для ООО (ОДО) – общее собрание учредителей, для АО – совет директоров. В случаях, предусмотренных в федеральных законах, материальные активы оценивает независимый оценщик.

7. Норматив (верхний предельный размер) неденежной части УК создаваемого банка составляет 20%. Данный норматив не должен нарушаться и в дальнейшем при увеличении УК действующего банка.

Специальные требования предъявляются к зданию, в котором будет располагаться банк. Во-первых, требование касается принадлежности здания. Оно может передаваться (полностью или в части) учредителями в собственность банка в качестве оплаты доли (долей) в УК либо в аренду (субаренду). Банк может также планировать расположиться в здании (помещении), которое он берет в аренду (субаренду) у лица, не являющегося его учредителем. Во-вторых, здание (помещение) банка (его подразделения), в котором будут проводиться операции с ценностями, должно иметь надежную охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для ведения кассовых операций (если новый банк предполагает вести такие операции) – кассовый узел, технически укрепленный в соответствии с особыми требованиями.

Наконец, следует грамотно разрешить вопросы структуры собственности в создаваемом банке. Закон о банках (ст. 11), Инструкция ЦБ РФ № 135 и другие документы содержат на этот счет следующие основные требования:

• если одно юридическое или физическое лицо, либо группа юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группа юридических лиц, являющихся основными, дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, намерены приобрести более 1% долей УК банка, то они должны в предварительном порядке уведомить об этом Банк России, а если речь идет о приобретении более 20% долей УК – предварительно получить на это его согласие[3]. В последнем случае обязанность получить такое согласие Банка России лежит на желающих приобрести доли в УК банка, либо на уполномоченном ими лице, для чего в ТУ Банка России подается ходатайство установленного содержания.

ТУ Банка России рассматривает возможность дать испрашиваемое предварительное согласие на основании документов, прилагаемых к ходатайству, среди которых – заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил. В соответствующем случае антимонопольный орган руководствуется постановлением Правительства РФ от 30.05.2007 № 335 "Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля". По результатам рассмотрения названных документов и с учетом финансового положения ходатайствующего ТУ ЦБ РФ письменно сообщает ему о своем согласии либо отказе.

Следующий важный шаг – проведение учредительного собрания. Итоговый документ такого собрания – протокол – должен содержать фиксацию ряда обязательных решений (подп. 3.1.4 Инструкции ЦБ РФ № 135):

• о создании банка (решение обязательно единогласное);

• об утверждении наименований банка.

Инструкция ЦБ РФ № 135 (п. 6.1–6.3) обязывает учредителей еще до подписания договора о создании предварительно согласовать с Банком России предполагаемые наименования (полное и сокращенное) банка;

• об утверждении устава банка;

• об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка;

• об избрании членов совета банка и его председателя (отдельно – протокол заседания совета с решением об избрании его председателя);

• об утверждении бизнес-плана банка.

Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить:

– соответствует ли создаваемая организация требованиям, предъявляемым к банкам;

– будет ли способен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями банка);

– насколько адекватны действия органов управления банка в случае реализации потенциальных рисков.

Здесь приходится руководствоваться Указанием ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" (включая все приложения к нему). В соответствии с данным нормативным актом вновь создаваемый банк должен также представить:

– свой расчетный баланс на первые 2 года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов);

– план доходов, расходов и прибыли тоже на 2 года деятельности (и тоже с подробными расшифровками);

– показатели выполнения банком обязательных нормативов в те же предстоящие 2 года работы. Ясно, что по крайней мере в отношении нового банка такие требования являются нереальными и по большей части невыполнимыми (банк сможет только "нарисовать" "нужные" цифры, чтобы угодить регулирующему органу);

• об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в УК в виде материальных активов;

• о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации банка.

Протокол учредительного собрания может включать в себя и другие решения, если они не противоречат законам и нормативным актам Банка России. Он подписывается председателем и секретарем собрания и скрепляется печатью организации, которую представляет председатель совета банка (поэтому последний обычно является и председателем учредительного собрания). При необходимости к протоколу могут быть приложены доверенности от предприятий и организаций на физических лиц, представляющих эти юридические лица и от их имени подписавших учредительные документы.

Собрание может поручить избранному им руководству банку и рабочей группе внести последние изменения и дополнения в подготовленные основные документы. Параллельно готовятся остальные документы.

Утвержденный решением учредительного собрания устав банка на этом этапе необходимо понимать как проект устава (пока документы не пройдут государственной регистрации). Он составляется по типовой форме, но с учетом особенностей создаваемого банка.

В соответствии со ст. 10 Закона о банках устав должен содержать:

• фирменное (полное официальное) наименование банка на русском языке, а также другие наименования, если таковые имеются (наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование, наименование на иностранном языке);

• указание организационно-правовой формы;

• сведения о месте нахождения (почтовый адрес) органов управления и обособленных подразделений;

• перечень осуществляемых банковских операций и сделок (в соответствии со ст. 5 и 6 Закона);

• сведения о размере УК;

• сведения об органах управления, в том числе исполнительных, и органах внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;

• иные сведения, предусмотренные в федеральных законах для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

В Инструкции ЦБ РФ № 135 (подп. 3.1.2) содержатся некоторые дополнения и пояснения к перечисленным пунктам. Так, здесь отмечается, что устав должен содержать также:

• сведения о порядке формирования УК, а также о размере резервного фонда (для банков в форме АО, в процентах к его УК) и порядке его формирования (размер ежегодных отчислений в данный фонд);

• положение, касающееся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации банка;

• порядок реорганизации и ликвидации банка.

Весьма важным является решение учредительного собрания об утверждении кандидатур на должности руководителя банка, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка. Эти кандидатуры должны получить одобрение Банка России в ходе регистрации нового банка. Соответствующие требования изложены в Законе о банках (ст. 14 и 16) и Инструкции ЦБ РФ № 135 (подп. 3.1.7, а также приложение 1).

Под руководителем банка в указанных документах понимаются единоличный исполнительный орган банка, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (правления). Необходимость согласования с Центробанком РФ всех этих лиц, кроме председателя правления и главного бухгалтера банка, совсем не очевидна. Еще менее очевидна необходимость согласования с ЦБ РФ кандидатур на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала банка (ст. 14 Закона о банках).

Вызывает вопросы само ОГЛАВЛЕНИЕ некоторых квалификационных требований, предъявляемых к руководителям банка. Так, учреждающийся банк должен представить собственноручно заполненные анкеты кандидатур на должности руководителей, и в этих анкетах должны содержаться разные сведения о них, в том числе информация о наличии у этих лиц:

• высшего экономического или юридического образования;

• опыта руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с ведением банковских операций, не менее года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет.

Первое из названных требований давно требует изменения в том смысле, что руководителям банков требуется экономическое (более того, финансово-банковское) образование, а не юридическое (такое образование должны иметь работники юридических подразделений).

Второе требование означает, видимо, что данные лица должны покинуть свои ответственные работы в других банках, возможно, ставя тем самым последние в тяжелое положение. Здесь явно требуется какое-то иное решение. Возможно, это решение должно быть вариантным, допускающим в том числе назначение на руководящие должности в банки и таких лиц, которые ранее не были руководителями подразделений в банках. Кроме того, рассматриваемое требование сформулировано таким образом, что распространяется и на кандидатов на должности главного бухгалтера и его заместителей. Между тем эти должности вполне могли бы занимать и просто опытные бухгалтеры. Наконец, норма о том, что кандидат может и не иметь специального образования, определенно противоречит первому требованию, текст которого не оставляет сомнений в том, что у претендента на руководящую должность в банке обязательно должно быть высшее экономическое (наиболее желательный вариант) или хотя бы юридическое образование.

И уж совсем странной выглядит идея предъявления квалификационных требований к кандидатам "на должности членов совета директоров (наблюдательного совета)" банка, их деловой репутации (ст. 60 Закона о ЦБ РФ и ст. 16 Закона о банках)[4].

Во-первых, квалификационных требований к членам совета, представляющего собой орган наиболее крупных собственников банка, нет и, видимо, не должно быть.

Во-вторых, нет и не может быть такой должности, как "член совета". Должность должна быть предусмотрена в штатном расписании организации, а исполнение должности предполагает выполнение наемным сотрудником определенных трудовых функций за плату на условиях заключенного трудового договора (контракта). В штатных расписаниях банков нет должности "член совета", членство в совете не основано на трудовом договоре (контракте), а члены совета за свой труд не получают заработной платы.

Еще одно требование Закона о банках (ст. 11.1) состоит в том, чтобы руководитель и главный бухгалтер банка (а также руководители филиалов банка) не занимали должности в других кредитных или страховых организациях, в организациях, являющихся профессиональными участниками РЦБ, а также занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к банку.