Подготовка аудиторской проверки

Подготовка аудиторской проверки – обязательный раздел рабочего внутреннего стандарта. В нем регламентируются факторы, обеспечивающие обоснованность календарно-тематического плана. В ходе подготовительной работы аудитор:

• устанавливает основные параметры состояния и деятельности аудируемого предприятия, соответствие их уставу и законодательству. На основе изучения данных годового отчета, положений об организации производства и управления, устава предприятия, пояснительной записки к годовому отчету проводит анализ организации производства и управления, специализации экономического субъекта, состояния внутреннего контроля, уровня квалификации персонала;

• осуществляет подбор необходимых законодательных и нормативных актов, инвентаризирует внутрихозяйственные регламенты на предмет их соответствия государственным нормативным актам и задачам, стоящим перед предприятием;

• оценивает факторы и зоны повышенного риска по статьям и разделам баланса. Данная работа проводится на основе опыта аудита предыдущих аналогичных проверок в данном и других предприятиях, результатов предварительного анализа организации учета, финансового положения, визуальной и счетной проверки статей баланса, анализа учетной работы;

• уточняет объекты проверки, программно-календарный план проведения аудиторской экспертизы.

Подробное ОГЛАВЛЕНИЕ работ по подготовке аудиторской проверки, процедуры, методы и способы ее проведения, выходные документы, аудиторские свидетельства представляются в аудиторском стандарте и комментариях к нему.

Наметив объекты проверки, аудитор составляет план работы, который прилагается к договору на проведение экспертизы. План работы аудитора отражает основные позиции проверки в соответствии с задачами, перечень аудиторских свидетельств по каждому объекту проверки. План работы регламентирует объекты, сроки проведения проверки, содержит календарный график работ с указанием примерной трудоемкости участков проверки, состава аудиторов и других факторов.

Место планирования в проведении подтверждающего аудита

В правилах (стандартах) аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности.

В ходе планирования аудита затрагиваются следующие вопросы:

• существенность и аудиторской риск;

• изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• состав и объем тестов средств внутреннего контроля;

• состав и объем аналитических процедур;

• объем выборки.

Данным вопросам посвящены отдельные стандарты аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудиторской проверки, что обусловливает специфический характер ряда процедур, выполняемых на этом этапе. Оно состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

В ходе планирования следует соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность.

Под комплексностью понимается взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность подразумевает установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Оптимальность заключается в вариантности планирования для возможного выбора наилучшего варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией.

Планированию обычно уделяется наибольшая доля времени (при повторном аудите – 5–10%, при первичном аудите – 20–25% и более) от всего, которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом. Затраты времени и сил на качественное планирование работ впоследствии компенсируются за счет уменьшения затрат времени и средств непосредственно на проверку. Хорошо спланированный аудит является залогом надежных результатов проверки.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна принять решение о возможности проведения аудита. При этом если данные предварительного планирования дают достаточные основания полагать, что аудиторское заключение будет отличаться от положительного или условно-положительного, об этом следует предупредить руководство экономического субъекта. Если в ходе предварительного планирования была установлена необходимость восстановления отдельных разделов учета, это должно оговариваться отдельно. Для избежания возможных недоразумений следует определить, какие услуги, сопутствующие аудиту, могут оказываться во время проведения проверки кроме непосредственно самого аудита.

По итогам предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы. Должны быть решены следующие вопросы:

• предоставление отдельного помещения;

• место хранения документов;

• возможность снятия копии с первичных документов;

• возможность подключения к электрической сети портативных компьютеров;

• средства телефонной и факсимильной связи.

В методику аудиторской фирмы по проведению подтверждающего аудита следует включить указания о порядке документирования работ на стадии предварительного планирования и хранения полученных результатов. Документирование всех действий аудиторской организации необходимо, что закреплено в стандартах аудита.

Кроме документального оформления результатов предварительного планирования целесообразно иметь стандартные бланки опроса экономического субъекта. Сам бланк опроса и данные, зафиксированные в нем, будут, с одной стороны, являться элементом документирования предварительного этапа, а с другой – основой для создания других документов этапа предварительного планирования.

Исходя из данных об организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, указанных в опросном бланке на предварительном этапе планирования, следует оцепить систему внутреннего контроля. Для этого следует провести тесты этой системы.

На данном этапе тесты будут направлены на получение общего представления о системе контроля. Исходя из полученной информации будет определяться объем тестов, которые будут выполняться непосредственно при аудите. В случае если оценка системы контроля, сформированная на предварительном этапе, будет отличаться от результатов, полученных при непосредственном аудите, то объем и состав тестов должны корректироваться.

В случае принятия положительного решения о возможности проведения аудиторской проверки по итогам предварительного планирования аудиторская организация должна определиться со следующими вопросами:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень членов группы.

Следует отметить, что международный стандарт, посвященный вопросам планирования, не предусматривает этапа предварительного планирования. Российский стандарт в этой части содержит много дополнительного материала по сравнению с международным аналогом. Вместе с тем опыт работы российских аудиторов с западными коллегами показал, что иностранные аудиторские фирмы уделяют большое внимание предварительному знакомству с потенциальным клиентом. Внутренние правила работы таких фирм часто содержат значительные требования, по сути близкие к требованиям российского стандарта, изложенным в разделе "ОГЛАВЛЕНИЕ предварительного планирования аудита".