Поддержка предпринимательства

Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (π. 1 ст. 2 ГК РФ).

Крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, а малые и средние предприятия придают экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. В развитых странах крупное производство не противопоставляется малому и среднему, а культивируется принцип взаимодополняющей кооперации крупных, малых и средних предприятий, особенно в инновационных разработках.

В ЕС широко используется термин "малое и среднее предпринимательство" (далее – МСП), а в США более распространенным является термин "малый и средний бизнес" (МСБ). Существуют различные критерии отнесения предприятий к категориям "микро", "малых" и "средних" в различных странах. Европейская комиссия при определении сектора МСП выделяет следующие критерии: численность занятых на предприятии; структура собственности (экономическая независимость); финансовые критерии (годовой оборот, балансовая стоимость активов).

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам МСП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законом установлены три условия отнесения перечисленных выше лиц к субъектам МСП: структура уставного капитала; средняя численность работников за предшествующий календарный год; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, устанавливаемые Правительством РФ один раз в пять лет (табл. 13.3).

Таблица 13.3

Критерии отнесения к различным категориям субъектов МСП в соответствии с российским законодательством

Категория субъектов МСП

Предельные значения средней численности работников

[1]

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг)[2]

Микропредприятия

15 чел.

60 млн руб.

Малые предприятия

100 чел.

400 млн руб.

Средние предприятия

250 чел.

1000 млн руб.

В развитых странах на малый бизнес приходится существенная доля валового национального продукта. В США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они являются генераторами инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления, активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д. Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%[3].

По итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2010 г.[4], в России насчитывалось 1,7 млн микро-, малых и средних предприятий – юридических лиц, а также 2,9 млн индивидуальных предпринимателей; из них вели деятельность 1,3 млн и 1,9 млн соответственно (табл. 13.4). Число субъектов МСП – юридических лиц составило 95,2% от общего числа коммерческих организаций (без банков, страховых, прочих финансовых и кредитных организаций). В сфере МСП в 2010 г. было 19,0 млн занятых – 25,2% от общего числа занятых в экономике. Выручка от реализации товаров (работ и услуг) составила 30 843,6 млрд руб. – 28,5% от общего показателя по российской экономике (без банков, страховых, прочих финансовых и кредитных организаций). Инвестиции в основной капитал составили 905,1 млрд руб. – 10% от общего объема инвестиций в основной капитал, включающего инвестиции индивидуальных застройщиков, объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года) составили 5509,3 млрд руб. – 5,9% от общей стоимости основных фондов коммерческих и некоммерческих организаций и основных фондов граждан. Число субъектов МСП – юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г., составило 72% от общего числа юридических лиц, имеющих затраты на инновации.

Таблица 13.4

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г.

Всего

В том числе по категориям:

средние

пред

приятия

малые предприятия:

всего

из них микро- предприятия

Юридические лица

Число предприятий – всего*

1 669 439

25 170

1 644 269

1415 186

из них:

осуществлявших деятельность в 2010 г.

1 266 393

24 084

1 242 309

1 015 544

Число замещенных рабочих мест, тыс.

13 731,9

2582,9

11 149,0

3883,3

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млрд руб.

26 350,0

7416,2

18 933,8

5609,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

774,5

254,2

520,3

199,0

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб.

4382,3

1309,1

3073,2

1269,7

Число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г.

20290

669

19621

13491

Индивидуальные предприниматели

Численность индивидуальных предпринимателей – всего*

2

927 488

676

2 926 812

2 885 736

из них:

осуществлявших деятельность в 2010 г.

1 914 157

674

1 913 483

1 872 453

Число замещенных рабочих мест**, тыс.

5350,2

57,8

5292,4

4135,8

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

(с НДС и акцизами), млрд руб.

4493,6

284,1

4209,5

2635,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

130,6

2,5

128,1

103,1

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб.

1127,0

15,5

1111,5

914,9

* Предприятия, осуществлявшие и приостановившие деятельность. ** Включая работающих членов семьи, партнеров и наемных работников.

Роль малых предприятий в социально-экономическом развитии отличается по федеральным округам, регионам и городам России. Наибольший удельный вес по всем показателям субъектов МСП, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2010 г. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (рис. 13.1). Третьим по масштабам развития субъектов МСП по большинству показателей является Сибирский федеральный округ, за исключением доли субъектов МСП – индивидуальных предпринимателей (на третьем месте – Южный федеральный округ) и стоимости основных фондов (на третьем месте – Северо-Западный федеральный округ).

Абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого и среднего бизнеса. Российская государственная политика по развитию субъектов МСП осуществляется для достижения определенных целей (рис. 13.2)[5].

В целях обеспечения условий для создания субъектов МСП и оказания им поддержки создается инфраструктура, включающая центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, микрофинансовые и иные организации.

Рис. 13.1. Основные показатели субъектов МСП в 2010 г. по субъектам РФ (в % к итогу)[6]

Оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств

Рис. 13.2. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации