Плюралистическая концепция Μ. М. Ковалевского

Один из ведущих отечественных социологов, историк, правовед, этнограф Максим Максимович Ковалевский (1851–1916) посвятил социологии такие работы, как "Происхождение современной демократии" (т. 1–4; 1895–1897), "Современные социологи" (1905), "Социология" (т. 1–2; 1910), "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии" (1914) и др. Ковалевский был последовательным позитивистом, считавшим, что научную социологию создал О. Конт. В его работах заложены многие идеи, развитие которых принесло известность Ф. Тённису, Э. Дюркгейму и др. Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также установлению закономерностей социального прогресса. Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. Социологическая теория Ковалевского обосновывает влияние на жизнь и прогресс общества сложно переплетенных биологических, психологических, географических, экономических факторов. С помощью принципа плюрализма он пытался преодолеть односторонность уже существующих направлений в социологии и считал, что для этого нужно интегрировать отдельные верные положения психологической, экономической, географической наук.

По мнению ученого, предмет социологии есть "социальный порядок и прогресс". Согласно Ковалевскому, "социальный порядок" – это система разного рода человеческих взаимодействий, подчиняющихся законам функционирования и эволюции.

Учение о солидарности – одно из центральных в социологической теории Ковалевского. Все историческое движение человечества он рассматривал как постоянный рост солидарности. В соответствии с этим ученый строил и свою концепцию прогресса, под которым он понимал расширение сферы солидарности между социальными группами и классами, и поэтому основную задачу социологии видел в выяснении сущности солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм и видов.

Согласно Ковалевскому, в истории господствует объективная закономерность – строгая последовательность этапов прогресса общества. В свою очередь, прогресс выступает последовательной сменой общественных и политических состояний. Ученый отрицательно относился к революции как способу развертывания общественного прогресса, считал ее патологией. По его мнению, только продуманные реформы становятся благом для общества.

Ковалевский одним из первых в России использовал и развил сравнительно-исторический метод, широко применяя его при написании всех своих работ и считая главным в социологии. Этот метод позволял ему изучать генезис важнейших социальных институтов – семьи, рода, общины, частной собственности, государства.

Неокантианство

В его форме в России на рубеже XIX–XX веков нашел свое развитие антипозитивизм, сторонники которого подчеркивали специфику общества по отношению к природным объектам и настаивали на использовании методов, отличных от тех, что применяют естествоиспытатели. В соответствии с антипозитивистской (неклассической) традицией неокантианцы выступали против рассмотрения общественной жизни в виде естественно-исторического процесса, протекающего объективно помимо воли участвующих в нем индивидов. Они исходили из положения о большей значимости человеческих мотивов, целей, ценностей в социальной жизни. Для них важнее было понимание субъективного смысла, целеполагания в индивидуальном поведении, нежели объяснение безличных структур общества. Многие представители отечественного неокантианства (А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, П . И. Новгородцев, В. М. Хвостов, Л. И. Петражицкий и др.) были не только юристами, но и крупными социологами. Немало работ российских неокантианцев сначала публиковалось в Германии и лишь потом в России.

Кратко остановимся на некоторых теоретических и методологических положениях, характерных для данного направления.

Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (1868– 1920) рассматривал общество как психологическое взаимодействие индивидов, а объектом социологии считал те явления, которые возникают в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания, или "коллективного духа". Этот феномен представлен ученым как основание общественной жизни. Формами сознания, по его мнению, выступают нормы, среди которых в первую очередь выделяются нормы этические и правовые. Они создают прочный каркас общественной жизни и функционируют через индивидуальные мотивы и цели деятельности, коллективные переживания и социальные институты. Последние автор концепции анализирует на примере государства с присущей ему государственной властью, которая, в свою очередь, выступает особым видом социальной власти.

Согласно Кистяковскому, основанием любой власти служит социально-психологическое явление господства и подчинения в отношениях между людьми. Даже во взаимоотношениях двух или нескольких индивидов кто-то один благодаря определенным личным качествам занимает доминирующую позицию, а остальные – зависимое положение. По мере увеличения группы власть усиливается и развивается. Групповые силы переносятся на одного человека, при этом необязательно, что им окажется самый достойный. Поскольку государственная власть по времени длительна, то ее история формируется в наследии, мифах, ритуалах, закрепляется в традициях, через которые и обезличивается. Обезличенность власти обусловлена тем, что личные достоинства ее представителей заменяются социальным положением, общепринятыми нормами, следованием общей традиции власти. Иначе говоря, властные отношения перестают зависеть от личных качеств людей и определяются культурой общества, например правом как наиболее мощным носителем долженствования в социальной жизни. Постепенно складывается "идея власти" как нравственное и правовое оправдание ее в глазах граждан. Таким образом, государственная власть, помимо легализованного насилия, становится идейной силой. В правовом государстве должна господствовать идея суверенитета права, а государственная власть должна быть "правовой обязанностью", но не средством достижения эгоистических интересов.

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) считал, что специфика социальных явлений заключается в наличии "первоначальных задатков" всеобщего долженствования, т.е. в нормах. От животных нас отличает не то, что наши нормы меняются с ходом времени, а то, что они у нас есть. Нормы образуются людьми благодаря такой составляющей их психической организации, как воля. Поэтому и нравственные, и правовые нормы необходимо рассматривать не только как общественное явление, но и как внутренние, психические переживания личности. Нравственность и право суть явления и законы личной жизни человека, ее внутренняя абсолютная ценность. Следовательно, социологический анализ индивидуального сознания дает возможность выяснить механизм нормативной регуляции в обществе, так как именно из его глубин черпают свою силу все нормы.

Поскольку личность выступает единственным источником сознательных решений, то все социальные явления получают свой смысл, реальность, ценность только как индивидуальные переживания личности. Социальное целое (общество) представляет собой сознание отдельных индивидов. "Так называемый общественный организм не имеет самостоятельного бытия; он существует только в лицах: это единственные реальности, через которые проявляется дух общения". В данном утверждении сосредоточена квинтэссенция социологического номинализма и субъективизма, на позициях которых выстраивались концепции антипозитивистов.

Вениамин Михайлович Хвостов (1868–1920), развивая идеи неокантианства, изучал общество как процесс общения, взаимодействия людей. Кратковременный процесс общения он называл общественным течением (толпа, митинг, собрание и т.п.). Более длительное и устойчивое общение – общественными кругами, или союзами. Последние формируются в двух типах: социальных группах (семья, род, каста) и социальных классах (жители города и деревни, лица одной профессии, члены политической партии и т.п.). Отличие социальной группы от социального класса ученый видел в степени вовлеченности личности в жизнь союза. Например, в социальном классе личность связана с другими лишь отдельной стороной своей деятельности; в социальной группе связь всесторонняя. Те союзы, которые возникли не спонтанно, а благодаря целесообразной направленной деятельности, представляют собой организации. Совокупность общественных течений, союзов, организаций составляет социальную структуру общества.

Суть социальной жизни заключается в духовном общении, оно же составляет ткань культуры общества. Нитями такой ткани являются традиции, идеалы, изобретения, ценности, дух времени и др. Ученый подробно проанализировал эти составляющие культуры. Мало того, обращаясь к изучению личности как активного начала в становлении социальных структур, значительное место он отводил анализу характера человека и предлагал свое видение проблем общественного мнения, социальной справедливости, эмансипации женщин.

В целом российское неокантианство сыграло заметную роль в развитии социологии. Его критика позитивизма способствовала пересмотру последним своих методологических оснований и перевоплощению его в новое качество – неопозитивизм. Кроме того, неокантианцы проложили путь к исследованию ценностной составляющей человеческого поведения, а следовательно, к разработке проблем в духе социологии культуры.

Бихевиоризм как направление социологии возник в начале XX века. Его представители – Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), Агнесса Соломоновна Звоницкая (1897–1942), первая женщина-социолог в России, другие ученые. Бихевиоризм также называли рефлексологией (В. М. Бехтерев, например, написал труд "Коллективная рефлексология", 1921). "Бихевиоризм" и "рефлексология" – однопорядковые термины, обозначающие исследование поведенческих актов людей, а сама наука (бихевиоризм) является поведенческой наукой. Методологические принципы бихевиоризма в социологии таковы:

1. Социология может и должна строиться по типу естественных наук и изучать только такие акты поведения, которые доступны наблюдению и измерению.

2. В исследованиях необходимо руководствоваться индукцией, а не ценностно-значимой интерпретацией. Иначе говоря, явления нужно изучать объективно, последовательно: от простого к сложному. Приемы исследования, используемые субъективистами ("вчувствование", интроспекция), могут быть взяты на вооружение как вспомогательные методы. Нормативно-оценочные положения отражают позицию и кругозор исследователя, поэтому не являются научными. Необходимо опираться на проверенные факты.

3. Историко-генетический метод объяснения должен быть заменен функциональным.

4. Изучать следует множество факторов вместо поиска единственного решающего фактора общественного развития.

В качестве исходной единицы социального анализа бихевиористы берут взаимодействие. Стороной социального взаимодействия выступает поведение индивида. Социальная структура соответственно предстает как форма взаимодействия социальных субъектов, а социальные процессы как изменения поведения, взаимодействия и социальных структур. Задача социологии состоит в описании социальных явлений (актов поведения и взаимодействия) и установлении между ними функциональных связей.

Человеческое поведение основано на механизмах условного и безусловного рефлексов (по типу "стимул – реакция"), П. А. Сорокин в соответствии с подобными представлениями всю социальную реальность изобразил в качестве густой сети "акций-реакций". По его мнению, социальные явления есть психическое взаимодействие индивидов, реализуемое в актах их поведения. Социальное явление можно непосредственно наблюдать, поскольку при этом налицо "внешние двигательные реакции индивида, живущего в среде себе подобных". Простейшее социальное явление – межличностное взаимодействие. Кроме него существуют "коллективные суперрефлексы". Общественная жизнь – это система взаимодействия. Элементами взаимодействия, по мнению ученого, являются индивиды, их действия и проводники ("символы") действия. К последним относятся предметы, с помощью которых осуществляется взаимодействие (телеграф, музыка, почта, речь и т.п.). П. А. Сорокин изложил свою концепцию в двухтомном труде "Система социологии" (1920), который называют венцом русского периода его творчества.

В 1922 г. Сорокин эмигрировал в Чехию, а позднее в США, где неуклонно продолжалось развитие его социологических взглядов. Работы "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (т. 1–4; 1937–1941) и др. показывают, что автор вышел далеко за рамки бихевиоризма. Окончательно сформировавшийся подход Π. Л. Сорокина принято называть интегральной социологией, что связано с его попыткой синтеза идей многих отраслей социально-гуманитарного знания.

Для обоснования положений социологической концепции бихевиоризма были использованы новейшие на тот момент достижения в области естествознания и прежде всего физиологии высшей нервной деятельности.