Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Принцип "загрязнитель платит" уже на протяжении трех десятилетий фиксируется в международных документах. Внедрение данного принципа в национальные законодательства ряда стран происходило одновременно с его становлением в качестве одного из общепризнанных принципов международного права окружающей среды.

В нашем государстве данный принцип впервые получил законодательное закрепление в Законе "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20) 1991 г., а позднее и в Законе об охране окружающей среды (ст. 16) 2002 г.

Российским законодательством данный принцип был воспринят в буквальном понимании: платит субъект, осуществляющий выбросы, сбросы, захоронение загрязняющих веществ в процессе производственной деятельности.

Следует различать принцип платности негативного воздействия на окружающую среду как один из принципов экономического регулирования отношений в области охраны окружающей среды и гражданско-правовую ответственность как санкцию за экологическое правонарушение.

В ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральным законодательством. Порядок исчисления и взимания паты за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действуют постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Выделяется несколько правовых режимов платы:

1) плата за загрязнение в рамках предельно допустимых нормативов. Так как соблюдение указанных нормативов рассматривается как наиболее экологически предпочтительное поведение субъекта хозяйственной и иной деятельности, государство связывает такое поведение с предоставлением последнему льготы в виде отнесения платежей за загрязнение на себестоимость производимой продукции (работ, услуг);

2) плата за загрязнение с превышением предельно допустимых нормативов, но в пределах лимитов, временно согласованных нормативов. Правовой режим платы за загрязнение в данном случае менее выгоден для природопользователя, так как плата взимается в повышенном размере и относится на получаемую прибыль или на иные средства природопользователя;

3) загрязнение с превышением лимитов означает поведение субъекта, выходящее за рамки предписанного. Плата за выбросы в части превышения лимитов в этом случае носит скорее штрафной характер и увеличивается в пятикратном размере по сравнению с платой за загрязнение в установленных лимитах;

4) загрязнение при отсутствии разрешения (лицензии). Масса выбросов считается сверхлимитной, оплачивается в 25-кратном размере по сравнению с базовыми нормативами и относится на прибыль.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду нельзя рассматривать как индульгенцию со стороны государства, так как их уплата не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и от возмещения наносимого ей вреда.