Лекция 21. Планирование в театре

Планирование в театре является одним из механизмов, обеспечивающих его устойчивость. Принципы планирования вытекают из особенностей театральной системы: планирование деятельности всех ее подсистем подчинено планированию проката репертуара. Репертуарный план театра в условиях российского репертуарного театра представляет собой перечень названий спектаклей и график (план) их проката. Из перечня названий одна часть (меньшая) является премьерными спектаклями, а другая часть (большая) — спектаклями предыдущих сезонов. План проката определяет частоту показа каждого названия и их ориентировочное количество. Опираясь на данные посещаемости спектаклей предыдущих сезонов, составляется примерный прогноз доходов от этих представлений. Параллельно, исходя из намеченного репертуарного плана, планируются и все расходы театра на год.

Планирование теснейшим образом связано с бюджетом организации. Существует два способа составления бюджета театра. Первый состоит в том, что подсчитав вероятные доходы, театр соизмеряет с ними свои расходы. Второй способ — обратный первому: исходя из желаемой творческой программы, подсчитывают расходы, а затем думают, какими доходами эти расходы покрыть. Российские театры тяготеют ко второму подходу, так как в основе их планирования всегда лежала уверенность в завтрашнем дне, основанная на финансовой поддержке от государства. Российские театры не чувствовали себя полностью зависимыми от зрителя: сборы от продажи билетов покрывали 15—20% расходов в то время как бюджетное финансирование — около 75%. В настоящее время финансирование связано с выполнением государственного задания. Это означает ужесточение условий финансирования, но не отмену их. Разница между расходами и доходами является той денежной суммой, которую театр должен покрыть собственными усилиями. Это могут быть изменения количества постановок, количества представлений каждой из них, поиски дополнительных источников финансирования — спонсоров, благотворителей и пр.

Специфика творческо-производственного процесса в театре такова, что в нем всегда существует процент неопределенности, непредсказуемости. Жесткое планирование здесь невозможно. Дата премьеры, например, может несколько раз переноситься, в силу этого в театре затруднено распространение системы абонементов. Поэтому здесь уместен не жесткий план, а комплекс согласования гибких планов.

Зарубежные теории

Известный американский специалист по теории планирования Рассел Акофф утверждал, что план только тогда хорош, когда он постоянно уточняется, отражает новую информацию, проверяется более детальным анализом, процесс планирования завершается, таким образом, с достижением цели, т.е. с завершением работы. Первый — изначальный — вариант плана лишь рационально направляет совместные усилия.

Определившись с источниками дополнительного финансирования и установив в общих чертах перспективный план, можно приступать к составлению среднесрочного плана — на три месяца, где подневно, в соответствии с календарем, разрабатывается стратегия показа спектаклей. Полезно иметь несколько альтернативных вариантов среднесрочного плана в зависимости от разных прогнозов зрительского успеха.

Системная и постоянная работа по всем видам планов означает, что информация, полученная в начале сезона, будет вносить коррективы в план второго месяца, дальнейшая информация — в планы третьего месяца среднесрочного плана и вместе с тем в перспективный план в целом. По перспективному плану существуют рекомендации составлять его не более чем на полтора года. Это очень существенный момент, поскольку "лишь зная достаточно точно, как посещаются наши постановки в текущем сезоне, можно обоснованно планировать репертуар и число каждой постановки на следующий сезон. Такой подход к планированию позволяет лучше учитывать творческие потребности режиссуры, артистов, художников, композиторов. Например, обеспечить хорошие условия для художественных экспериментов, или увеличить продолжительность репетиционного периода, если появляется надежда на достижение более высокого качества постановки, и тому подобное. В то же время этот метод позволяет наиболее динамично учитывать зрительские интересы. И, в конце концов, мы получаем возможность наиболее рационально использовать все наши ресурсы для достижения художественных и социальных целей некоммерческого репертуарного театра".