Планирование социальной ответственности бизнеса

Исходя из того, что Российская Федерация – социальное госу- дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция РФ, ст. 7), любые преобразования в экономике, в том числе инновационные, должны быть тесно связаны с повышением уровня социальной ответственности бизнеса, в основе которой лежат взаимозависимость и взаимообусловленность экономической и социальной сторон деятельности организации (табл. 5.17).

В зарубежных источниках информации социальная ответственность часто трактуется как обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом[1].

Институт исследований Всемирного банка социальную ответственность понимает двояко:

• как комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообщества и окружающей среды;

• как нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.

Европейская комиссия в своих документах опирается на самое

широкое определение: "Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды".

Таблица 5.17

Основные доводы "за" и "против" социальной ответственности бизнеса в России[2]

Доводы против социальной ответственности

Доводы за социальную ответственность

1. Снижение прибыли в краткосрочной перспективе.

2. Уменьшение размеров дивидендов.

3. Отвлечение ресурсов от основного бизнеса.

4. Увеличение затрат на производство.

5. Возможное снижение уровня заработной платы для компенсации затрат на социальные проекты.

6. Иностранные конкуренты нс несут подобных издержек, что ослабляет конкурентные позиции национальных предприятий.

7. Низкая активность населения страны в решении социальных проблем

1. Высокая роль корпораций в развитии регионов.

2. Недостаток собственных ресурсов государства для проведения полноценной социальной политики.

3. Глобализация, заставляющая предприятия соблюдать международные нормы и стандарты.

4. Развитие партнерства и сотрудничества государства и бизнеса.

5. Усиление роли гражданского общества в государственном масштабе.

6. Усиление конкуренции, в том числе международной.

7. Глобализация рынка труда.

8. Усиление интереса потребителей к поведению компании в обществе.

9. Рост общественного движения и мероприятий правительства по защите окружающей среды.

10. Фактическое вмешательство корпораций в социально-политическую жизнь общества

Современная мировая наука, обобщающая историю этого явления, начиная из трактовки Г. Боуэна[3] (1953 г.), определяет корпоративную социальную ответственность (КСО) как "добровольный взнос бизнеса в развитие общества в социальную, экономическую и экологическую сферы, непосредственно связанные с основной деятельностью, тем не менее, которые выходят за рамки определенного законом минимума"[4].

Сегодня концепцию корпоративной социальной ответственности стараются интегрировать в свою деловую активность прежде всего все большие российские компании и предприятия. Как показала практика, она имеет существенное влияние также на малый и средний бизнес.

Но при этом следует отметить, что в современных условиях существует широкое расхождение взглядов и отсутствие общей логической базы и трактовке и понимании КСО. Своеобразным ядром служит концепция КСО, выдвинутая А. Кэроллом[5], согласно которой главным критерием деления выступает уровень восприятия собственниками и руководителями идеи социальной ответственности предприятия. При этом выделяют три подхода к пониманию корпоративной социальной ответственности (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Классификация подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности предприятия[6]

Ключевым элементом понятия корпоративной социальной ответственности является осознанный, добровольный характер социально-ответственной деятельности, т.е. это добровольное со стороны бизнесменов проводение такой политики, принятие таких решений и следование таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества. Предприятие добровольно принимает на себя обязательства относительно реализации мероприятий, направленных на улучшение ситуации в сферах, которые непосредственно не связаны с его коммерческой деятельностью. То есть в данном случае речь идет о деятельности, которая превышает определенные в законодательстве требования к работе предприятия.

В понятие корпоративной социальной ответственности традиционно включают:

• ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;

• ответственность в отношении потребителей;

• ответственную политику в отношении работников;

• экологическую ответственность;

• ответственность компании перед обществом в целом.

Необходимо заметить, что бо́льшая часть ответственности компаний соотносится со взаимодействием с людьми (работниками, поставщиками, потребителями) и обществом как социальным институтом.

Социально-ответственный бизнес в своих стратегических целях в первую очередь должен быть сориентирован на программы социальных инвестиций в персонал, и только после их реализации – на разрешение экологических и общечеловеческих проблем.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная уплата налогов, выплата заработной платы, по возможности – предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями нс только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван корпоративной ответственностью.

3. Третий (высший) уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

• безопасность труда;

• стабильность заработной платы;

• поддержание социально значимой заработной платы;

• дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;

• развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;

• оказание помощи работникам в критических ситуациях.

Матрица анализа эффективности социальных инвестиций для

субъектов локального рынка труда представлена в приложении 8.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

• спонсорство и корпоративную благотворительность;

• содействие охране окружающей среды;

• взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

• готовность участвовать в кризисных ситуациях;

• ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Недавно пережитый мировой экономический кризис подчеркнул насущность усиления программ корпоративной социальной ответственности и их превращения в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности: они перешли из разряда перспективных инновационных проектов в стратегическую необходимость. Социально устойчивая организация в долгосрочном периоде является более конкурентоспособной во внешней организационной среде и более привлекательной для потенциальных клиентов, поставщиков и персонала организации. Модель формирования социальной ответственности бизнеса представлена на рис. 5.15.