Планирование производственных ресурсов (MRP II)

Планирование производственных ресурсов MRP II является усовершенствованным методом планирования всех видов ресурсов предприятия, продолжением и расширением замкнутого цикла CL MRP. Стандарт MRP II обеспечивает поддержку принятия управленческих решений в следующих функциональных областях:

o бизнес-планирование;

o планирование продаж и операций;

o планирование производства;

o формирование главного календарного плана производства;

o планирование потребности в материалах;

o планирование потребности в мощностях;

o система поддержки исполнения планов для производственных мощностей и материалов.

Детальные производственные планы и планы снабжения находят свое стоимостное отражение в калькуляции себестоимости продукции. Структура планового механизма в стандарте MRP II приведена на рис. 4.4.

В системах класса MRP II реализованы следующие базовые принципы:

o иерархичность построения ИС - разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственности разных органов управления;

o интеграция функций управления ИС - единое информационное пространство для различных сфер деятельности, связанных с материальными и финансовыми потоками в пределах горизонта планирования;

o интерактивное взаимодействие управленческого персонала для моделирования управленческих решений в ИС.

Система класса MRP II представляет собой подробную и точную модель производства, обеспечивающую:

o планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning);

o управление спросом (Demand Management);

o составление плана производства (Master Production Scheduling);

o планирование материальных потребностей (Material Requirement Planning);

o специфицирование продуктов (Bill of Materials);

o управление складом (Inventory Transaction Subsystem);

o плановые поставки (Scheduled Receipts Subsystem);

o управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Cont-rol);

Рис. 4.4. Структура планового механизма в стандарте MRP II

o планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning);

o контроль входа/выхода (Input/output control);

o материально-техническое снабжение (Purchasing);

o планирование распределенных ресурсов (Distribution Resourse Planning);

o планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control);

o управление финансами (Financial Planning);

o моделирование (Simulation);

o оценку результатов деятельности (Performance Measurement).

Положительные черты систем класса MRP II:

o возможность планирования оптимальной потребности в материальных и производственных ресурсах;

o достоверный учет движения различных видов материальных ценностей от момента поступления материала на склад до отгрузки продукции потребителю;

o предотвращение дефицита или избытка материальных запасов.

Недостатки систем класса MRP II:

o отсутствие интеграции с процессами управления финансами и персоналом;

o ориентация на существующие заказы (специального комплекса задач по прогнозированию спроса нет);

o слабая интеграция с системами проектирования и конструирования (конструкторско-технологической подготовкой производства).

Производство на мировом уровне (WCM)

Методология управления "Производство на мировом уровне" (WCM) сформировалась в 1980-х гг. Она включает в себя новые методы управления:

o планирование "Точно в срок" (Just in Time - JIT);

o всеобщий контроль качества (Total Quality Management - TQM);

o оценка эффективности системы управления (Benchmarking);

o развитие человеческих ресурсов (Human Resource Development - HRD);

o "бережливое" производство (Lean Manufacturing - LM);

o реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Re-Engineering - BPR);

o управление потоком операций (Workflow); и др.

Рассмотрим некоторые из этих методов управления. Метод

BPR, подобно "большому взрыву", нацелен на достижение больших результатов через перестройку существующих или создание новых бизнес-процессов. Применение этого метода требует использования средств моделирования бизнес-процессов - CASE-технологий. Основные принципы метода BPR сформулировал М. Хаммер:

o организация работы вокруг желаемого результата (а не решение разрозненных задач);

o назначение заинтересованных лиц исполнителями процесса;

o передача контроля и принятия решений исполнителям процесса;

o информация о данных, пользователях и процессах должна быть одинаково доступна везде, как если бы она хранилась в одном централизованном хранилище.

Метод Workflow позволяет отслеживать бизнес-процессы и обрабатывать их под контролем системы управления потоками операций. Отдельные этапы, или операции, бизнес-процессов присваиваются организационным агентам, которые используются в определенном качестве. Основная единица управления - бизнес-объект (например, заказ на закупку, счет-фактура и т.п.). Информация о бизнес-объектах хранится в репозитории объектов (Business Object Repository). Поток операций состоит из взаимосвязанных шагов, на каждом шаге выполняется одно- или многошаговая процедура управления. В результате обеспечены прозрачность и оперативность управления бизнес-объектами, повышение ответственности исполнителей.