Планирование курса социальной истории России

Приступая к преподаванию социальной истории, необходимо учитывать ряд учебных факторов.

1. Социальная история России не относится к числу обязательных для изучения социологами курсов. Поэтому преподавателю надо доказать учащимся полезность данной дисциплины не только для общего, но и для профессионального развития будущих социологов. Следовательно, планируя ОГЛАВЛЕНИЕ курса, необходимо найти как можно больше точек проблемного соприкосновения между историей и социологией. А сделать это можно, определив для себя, какие из проблем прошлого до сих пор не решены и актуальны.

2. Социальная история не должна сводиться к повторению отечественной истории, уже пройденной учащимися в школе и на первом курсе их обучения в вузе. Задачи этих двух курсов принципиально отличаются друг от друга. Если отечественная история призвана дать студентам как можно больше конкретных фактов из жизни наших предков, то социальная история России ориентирована на выявление не столько фактологии, сколько социальных процессов, происходивших, а порой и продолжающих происходить вплоть до нашего времени. Поэтому педагог должен свести к минимуму перечисление дат, имен и событий и останавливаться поподробнее на общих тенденциях и явлениях.

3. Поскольку социологу часто приходится изучать ценностную ориентацию тех или иных слоев общества, при чтении курса социальной истории рекомендуется обращать внимание на социальные ценности, потребности, интересы, образ жизни, мировосприятие, менталитет и традиции отдельных слоев населения – особенно тех, которые существуют до сих пор.

4. Поскольку среди студентов могут быть лица разных национальностей и даже иностранные граждане, надо понимать, что для многих из них социальная история России не является только русской историей. Поэтому при разработке плана занятий следует уделить некоторое внимание социальной истории разных народов, составляющих население России или живущих в ближнем зарубежье.

5. Социальная история России позволяет приводить много примеров межпредметных связей, и преподавателю не стоит пренебрегать этой возможностью. Во время лекций и семинаров можно ссылаться на произведения литературы, кино и живописи. Так, картины К. Е. Маковского и других художников-передвижников, в свое время написанные на злобу дня, являются прекрасными иллюстрациями социальных процессов и движений, происходивших в России во второй половине XIX в. Уместно также ссылаться па пройденные в школе уроки истории, обществознания и литературы.

ОГЛАВЛЕНИЕ курса социальной истории России надо планировать таким образом, чтобы в нем были отражены особенности и проблемы российского общества, эволюция его социальных слоев и динамика основных социально-демографических показателей. В развернутом виде можно предложить следующую программу курса.

Тема 1. Этническое многообразие российского общества.

1. Восточные славяне и проблема их раскола на три ветви.

2. Иранские народы (скифы, сарматы, аланы).

3. Тюркские народы (булгары, хазары, печенеги, половцы, татары, чуваши, башкиры, алтайцы, якуты, хакасы, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, кумыки).

4. Балты.

5. Угро-финны (дьяковцы, мордва, марийцы, удмурты, карелы, коми, ханты, манси).

6. Монгольские народы (буряты, калмыки).

Тема 2. Общинный строй в России.

1. Основные факторы перехода от родовой общины к обществу (эволюция семьи, имущественная дифференциация, разделение труда, создание классов и государства).

2. Соседская и кровнородственная общины.

3. Жизнь русских общинников (общинное самоуправление, передел земли, круговая порука, сельский сход).

4. Разрушение общины после коллективизации.

Тема 3. Крестьянство в России.

1. Смерды и рядовичи.

2. Категории крестьян.

3. Крепостное право.

4. Отмена крепостного права в 1861 г. и ее социальные последствия.

5. Быт и нравы русского крестьянства.

6. Коллективизация села в XX в.

7. Сельское население современной России.

Тема 4. Городское население в России.

1. Посадские люди (торговцы и ремесленники).

2. Белые и черные слободы в посадах XVI–XVII вв.

3. Мещане XVIII – начала XX вв. и их объединение в цехи.

4. Рабочий класс и рабочий вопрос в политике государства.

5. Процесс урбанизации в XIX–XX вв.

6. Современные горожане.

Тема 5. Купечество и предприниматели в России.

1. Купцы и гости.

2. Гильдейское купечество.

3. Купеческий быт и менталитет.

4. Дореволюционные предприниматели.

5. Кооператоры времен Перестройки.

6. Современное предпринимательство.

Тема 6. Духовенство в России.

1. Языческое жречество.

2. Исламское, иудейское и буддистское духовенство на территории России.

3. Зарождение русского православного духовенства в X–XI вв.

4. Белое и черное православное духовенство.

5. Церковная иерархия (диаконы, священники, епископы).

6. Патриаршество XVI – начала XXI в.

7. Секуляризация XVIII в. и гонения на Церковь в XX в.

8. Современное православное духовенство.

Тема 7. Казачество в России.

1. Казаки как сословие и субэтнос.

2. Казачьи войска.

3. Казачий быт и менталитет.

4. Казаки и революция.

5. Современное казачество.

Тема 8. Дворянство в России.

1. Зарождение дворянства в XV–XVI вв. как военно-служилого сословия.

2. Борьба дворян за крепостное право и уравнение поместья и вотчины в XVII в.

3. Манифест о вольности дворянства 1762 г. и его последствия.

4. Дворянская культура XVIII–XIX вв.

5. Уничтожение дворянства после революции 1917 г.

Тема 9. Аристократия в России.

1. Князья, дружина и боярство.

2. Рюриковичи и Гедиминовичи.

3. Знатные княжеские, графские и баронские фамилии.

4. Слияние с дворянством в XVIII в.

Тема 10. Чиновничество в России.

1. Управляющие в Древней Руси (тиуны, вирники, огнищане).

2. Зарождение приказной бюрократии в XV–XVI вв. (думные дьяки, дьяки и подьячие).

3. Разряды чиновников по "Табели о рангах".

4. Чиновничество в XIX в.

5. Советские партийные чиновники.

6. Современная российская бюрократия.

Тема 11. Военные сословия в России.

1. Стрельцы и пушкари XVI–XVII вв.

2. Военные чины по "Табели о рангах".

3. Рекрутская повинность и солдатское сословие в XVIII– XIX вв.

4. Советская армия.

5. Военнослужащие в современной России.

Тема 12. Интеллигенция в России.

1. Источники разночинства (дети солдат, низших придворных, личных дворян, выходцы из других сословий).

2. Формирование интеллигенции в XIX в.

3. Русская интеллигенция и революция.

4. Советская интеллигенция.

5. Интеллигенция в современной России.

Тема 13. Рабство в России.

1. Холопы и закупы средневековой Руси.

2. Дворовые слуги русских помещиков.

3. Использование государством рабского труда крестьян в строительстве и промышленности.

4. Заключенные ГУЛага.

Тема 14. Семья и брак в России.

1. Условия вступления в брак и его расторжения до революции.

2. Церковный и гражданский брак.

3. Социальное положение женщин и детей.

4. Институт брака после революции.

5. Институт брака в современной России.

Тема 15. Динамика уровня жизни в России.

1. Изменения уровня жизни россиян по данным социоантропометрии.

2. Изменения уровня потребления в XVIII – начале XXI в.

3. Связь уровня потребления с историческими событиями и процессами.

4. Изменение индекса человеческого развития в России.

5. Уровень жизни в современной России.

Тема 16. Демографическая история России.

1. Изменения численности и плотности населения.

2. Миграции населения.

3. Соотношение городского и сельского населения.

4. Соотношение мужского и женского населения.

5. Рождаемость и смертность.

6. Занятые и безработные.

Тема 17. Отражение общественных реалий XVIII–XX вв. в русской литературе.

1. Жизнь дворянства (Фонвизин, Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Лев Толстой, Бунин и др.).

2. Жизнь крестьянства (Гоголь, Тургенев, Некрасов, Есенин, Анатолий Иванов, Шукшин, Можаев, Проскурин, Астафьев и др.).

3. Жизнь горожан (Достоевский, Глеб Успенский, Чехов, Короленко, Горький, Булгаков, Зощенко, Трифонов и др.).

4. Жизнь купечества (Гоголь, Островский, Некрасов, Мамин- Сибиряк и др.).

5. Жизнь казачества (Гоголь, Шолохов и др.).

6. Жизнь духовенства (Лесков, Помяловский и др.).

7. Жизнь чиновников (Гоголь, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Островский, Чехов, Ильф и Петров и др.).

8. Жизнь военнослужащих (Лев Толстой, Куприн, Бабель, Гроссман, Бондарев и др.).

9. Жизнь интеллигенции (Достоевский, Чехов, Пастернак, Дудинцев, Солженицын и др.).