Планирование аудита

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Требования данного правила являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Планирование аудита должно начинаться до написания письма-обязательства и включает в себя следующие основные этапы:

1) предварительное планирование;

2) подготовка общего плана аудита;

3) подготовка программы аудита.

Предварительное планирование – это как бы предварительная экспертиза, где решается вопрос: стоит ли заключать договор на проведение аудита. На этом этапе аудитору необходимо ознакомиться с деятельностью экономического субъекта, получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на экономическую деятельность субъекта. Аудитору необходимо ознакомиться:

• с организационно-управленческой структурой;

• видами производственной деятельности и номенклатурой продукции;

• структурой капитала и курсом акций;

• технологией производства;

• основными поставщиками и покупателями;

• порядком распределения прибыли;

• дочерними зависимыми организациями;

• системой внутреннего контроля;

• порядком оплаты труда.

Источниками информации являются: устав и другие учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров; приказ по учетной политике; бухгалтерская и статистическая отчетность; планы, сметы, прогнозы субъекта; основные контракты-договоры; внутренние отчеты консультантов-аудиторов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок и судебных исков; список филиалов и дочерних компаний; материалы бесед с руководством и персоналом.

На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита, трудоемкость, состав группы аудиторов.

При подготовке общего плана аудита выполняются следующие действия:

а) выявляются области, значимые для аудита, с помощью аналитических процедур;

б) анализируется система внутреннего контроля, т.е. система, позволяющая обеспечить хотя бы минимальный уровень достоверности (кто выписывает накладные, кто получает товар, проводится ли инвентаризация, порядок документооборота); выявляются слабые звенья;

в) оцениваются приемлемый уровень существенности и аудиторский риск;

г) определяется уровень автоматизации.

Отдельные положения общего плана аудита могут согласовываться с руководством субъекта.

В общем плане должны быть предусмотрены сроки и график проведения аудита. Необходимо предусмотреть время для инструктирования членов группы и распределения членов группы по отдельным участкам работы; решить вопрос о привлечении экспертов.

Вся работа, связанная с составлением общего плана аудита, должна документироваться (табл. 8.1).

В ходе аудита в общий план аудита могут быть внесены существенные изменения.

Таблица 8.1

Общий план аудита учета труда и заработной платы

Проверяемая организация

ООО "Апр-Консалтинг"

Период аудита

05.10.1X-31.I0.1X

Количество человеко-часов

-

Руководитель аудиторской группы

-

Состав аудиторской группы

-

Планируемый аудиторский риск

-

Планируемый уровень существенности

-

Планируемый вид проверки

Период проведения

Исполнитель

Примечание

1. Регулирование трудовых отношений на предприятии

05.10.1X – 07.10.1Х

2. Формирование на предприятии состава фонда заработной платы и выплат социального характера

07.10.1Х – 10.10.1Х

3. Начисление заработной платы и удержания из нее. Включение начисленной заработной платы в себестоимость продукции

11.10.1Х – 15.10.1Х

4. Начисление взносов во внебюджетные фонды с заработной платы и включение их в себестоимость продукции

16.10.1Х – 20.10.1Х

5. Оформление расчетов с сотрудниками и выплата заработной платы

21.10.1Х – 23.10.1Х

6. Формирование первичных учетных документов по учету труда и заработной платы на предприятии

24.10.1Х – 27.10.1Х

7. Правильность составления отчетности в налоговые органы и прочие контролирующие органы

28.10.1Х – 31.10.1Х

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

__________________________________________________

Руководитель аудиторской группы:

__________________________________________________

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.

Программа оформляется документально, каждая проводимая процедура обозначается номером или кодом, чтобы

аудитор в процессе роботы имел возможность делать ссылки в рабочих документах.

Аудиторские процедуры делятся на два типа:

1) тесты средств контроля (процедуры проверки средств внутреннего контроля, обычно в виде перечня вопросов);

2) процедуры но существу (детальная проверка отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам).

Программа аудита может пересматриваться, причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу программы являются исходной базой для написания аудиторского заключения и выражения, мнения о достоверности отчетности.

Общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы (табл. 8.2).

При составлении программы аудита на практике используются следующие критерии:

полноты (завершенности) отражения операций – все ли активы и пассивы, а также хозяйственные операции, которые должны быть отражены в отчетности, в ней отражены;

существования – все ли активы и пассивы, отраженные в балансе, действительно существуют на отчетную дату, а хозяйственные операции действительно имели место в течение отчетного периода;

прав и обязательств – все ли активы, отраженные в отчетности, принадлежат предприятию на законных основаниях, а пассивы характеризуют действительные обязательства;

представления – надлежащим ли образом информация, отраженная в отчетности, классифицирована, описана и раскрыта;

оценки – все ли элементы отчетности приведены в оценке, соответствующей требованиям нормативных документов;

точности – все ли операции отражены арифметически точно;

налогообложения – правильно ли отражены соответствующие налоги по отдельным операциям.

Продолжительность аудита определяется в соответствии с предварительным планированием с учетом возможных проблем в человеко-часах по каждому пункту программы.

Таблица 8.2

Программа аудита по разделу "Аудит расчетов с работниками по заработной плате"

Проверяемая организация ООО "Аир-Консалтинг" Период аудита 05.10.lX–31.10.1Х Количество человеко-часов –

Руководитель аудиторской группы –

Состав аудиторской группы –

Планируемый аудиторский риск –

Планируемый уровень существенности –

Перечень аудиторских процедур по разделам плана аудита

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечание

1. Соответствие кадровой политики нормам законодательства РФ,

наличие внутренних норм, должностных инструкций, регулирующих груд работников, их непротиворечие ТК РФ и пр.

05.10.1X – 07.10.1Х

ТК РФ, должностные инструкции, распорядки, договора с сотрудниками, трудовые книжки и пр.

2. Состав фонда заработной платы и выплат социального характера, правильность отнесения начисленных сумм к таковым и их отнесение на счета бухгалтерского учета и включение в себестоимость

07.10.1Х – 10.10.1Х

Регистры бухгалтерского учета, карточка счета 70, расчетные ведомости, счет 69-1, расчетная ведомость для Фонда социального страхования РФ

3. Начисление заработной платы в соответствии с существующей на предприятии формой оплаты груда, правильность их оформления, начисления заработной платы за отработанное сотрудником время. Удержания из заработной платы. Их законность, обоснованность и правильность отнесен ия на счета бухгалтерского учета

11.10.1Х – 15.10.1Х

Договоры с сотрудниками, табель отработанного времени, приказы, заявления, исполнительные листы на удержания сумм с начисленной заработной платы сотрудника

4. Начисление взносов во внебюджетные фонды с сумм заработной платы в соответствии с законодательством РФ, распределение их в части Пенсионного фонда РФ по счетам бухгалтерского учета и налоговые вычеты. Включение взносов во внебюджетные фонды в себестоимость продукции

16.10.1X – 20.10.1Х

Карточки счетов 69, 20, 26, карточка сотрудника с указанием его даты рождения и пр.

5. Оформление расчетов с сотрудниками, составление платежной ведомости, расчетных листков, выплата заработной платы в сроки, установленные законодательством РФ, перечисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с сумм выплаченной заработной платы в бюджет

21.10.1Х – 23.10.1Х

Платежная и расчетная ведомости, расчетные листки, кассовая книга, карточки счетов 50 и 51, корешки чековой книжки

6. Составление первичных документов по участку "Учет труда и заработной платы", их оформление, хранение. Соответствие указанных

24.10.1Х

-27.10.1Х

Платежная ведомость, расчетная ведомость, расчетные листки, кассовая книга, отчет кассира, корешки чековых

первичных документов требованиям законодательства РФ. Их достаточность, обоснованность и непротиворечивость друг другу

книжек, банковские выписки с расчетного счета в день выдачи заработной платы

7. Проверка правильности составления отчетности по начислению взносов во внебюджетные фонды и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Проверка соответствия сумм начисленной заработной платы с базой для начисления взносов во внебюджетные фонды, исключение из базы необлагаемых налогом выплат из всех взносов во внебюджетные фонды или его части (больничный лист, вознаграждения работникам, работающим по договору гражданско-правового характера). При составлении отчетности в Пенсионный фонд РФ соблюдение ставок отчислений сумм в соответствии с годом рождения работника на страховую и накопительные части пенсии. Правильность формирования расчетной ведомости в Фонд социального страхования РФ. Полнота и верность указанных в отчете данных. Соблюдение сроков сдачи отчетности

28.10.1X – 31.10.1X

Отчетность предприятия, карточки счетов 70, 69, договоры с сотрудниками

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

_______________________________________________________

Руководитель аудиторской группы:

_______________________________________________________

По мере необходимости общий план аудита и программа аудита должны уточняться и пересматриваться в ходе аудита, что должно быть документально зафиксировано.

Выводы

1. Подготовка аудиторской проверки – обязательная часть аудиторской проверки. В ходе ее определяются и регламентируются факторы, обеспечивающие обоснованность календарно-тематического плана и программы проверки.

2. Каждая аудиторская фирма должна иметь политику отбора потенциальных клиентов для снижения риска неудачи аудита. Эта политика предусматривает получение общей и отраслевой информации, а также информации о клиенте у третьих лиц (банков, страховых компаний, адвокатов, предыдущего аудитора); проведение предварительного планирования аудита (предварительной экспертизы) и др.

3. Экономические субъекты осуществляют выбор аудиторской фирмы по рекламе, рекомендациям деловых партнеров, друзей, выставкам, семинарам, статьям в специальной литературе, тендеру, объявляемому крупными клиентами.

4. Экономическим субъектам, осуществляющим выбор аудиторских фирм, целесообразно использовать следующие критерии для отбора: рейтинг по показателям – численность персонала, выручка от реализации, выручка на одного специалиста; уровень цен на услуги; возможные льготы, которые предоставляет аудиторская фирма; ответственность за качество работы в соответствии с договором; основные клиенты; ассортимент услуг; стаж работы на рынке; наличие филиалов в регионах.

5. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 "Согласование условий проведения аудита" регламентирует порядок оформления письма-обязательства, являющегося офертой заключения договора.

6. Договор на проведение аудита относится по гражданскому законодательству к договору на возмездное оказание услуг. Он включает в себя стандартные разделы: преамбула, предмет договора, обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, порядок сдачи и приемки работ, ответственность сторон, разрешение споров, форс-мажор, прочие условия, юридические адреса сторон. Работа по заключению договора должна проводиться в соответствии со стандартом аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".

7. Планирование аудита предусматривает предварительное планирование, подготовку общего плана и программы проведения аудиторской проверки. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

8. Общий план проверки включает в себя предполагаемый объем и порядок проведения проверки, содержит перечень объектов проверки, сроки, фамилии аудиторов, выполняющих данные разделы проверки.

9. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.

10. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита", разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.