Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже

Перед предприятием, производящим не один вид продукции, стоит задача определения не только оптимального объема производства (анализ безубыточности), но и ассортимента реализуемой продукции.

Пример 6.10

Предприятие производит продукцию четырех наименований: А, Б, В, Г. Цена за одно изделие составляет 38, 25, 44 и 58 руб. соответственно. Информация о расходах на предстоящий месяц представлена в табл. 6.1.

Структура предполагаемой реализации изделий на основе исследования рынка: изделия А — 42%, изделия Б — 13%, изделия В — 20%, изделия Г — 25%.

Предприятие желает получить прибыль 800 000 руб.

Таблица 6.1

Расходы на предстоящий месяц

Расходы, руб.

А

Б

В

Г

Прямые (переменные) расходы на единицу продукции по видам изделий, всего.

В том числе:

35

23

42

54

основные материалы

11

8

25

30

заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями

8

5

8

8

транспортные расходы

6

5

4

4

погрузочно-разгрузочные расходы

5

3

2

7

налоги

3

1,5

2

3

прочие

2

0,5

1

2

Косвенные (постоянные) расходы на весь объем реализации, всего.

В том числе:

1 800 000

заработная плата ИТР и МОП

1 250 000

командировочные расход ы

300 000

проценты по кредиту

200 000

прочие общехозяйственные расходы

50 000

1. В соответствии с предполагаемой долей каждого изделия постоянные расходы будут распределены следующим образом (руб.):

А - 1 800 000 • 0.42 = 756 000; Б - 234 000: В - 360 000; Г - 450 000.

2. Желаемая прибыль будет распределена так:

А - 800 000 • 0.42 = 336 000; Б - 104 000; В - 160 000; Г - 200 000.

Руководству предприятия нужно знать, сколько единиц каждого изделия необходимо продать, чтобы получить эту прибыль. Для каждого вида изделий составим уравнение:

А: 38* - 35* - 756 000 = 336 000;

3* = 1 092 000;

* = 364 000 піт.

Б: 25* - 23* - 234 000 = 104 000;

2* = 338 000;

* = 169 000 шт.

В: 44* - 42* - 360 000 = 160 000;

2* = 520 000;

* = 260 000 шт.

Г: 58* - 54* - 450 000 = 200 000:

4* = 650 000;

* = 162 500 шт.

Затем необходимо проанализировать рентабельность производства отдельных видов продукции запланированной производственной программы.

Рентабельность — соотношение прибыли и полной себестоимости. Поэтому необходимо рассчитать полную себестоимость, а значит, распределить накладные расходы. Базой распределения накладных расходов будет стоимость основных материалов, так как они имеют наибольший удельный вес в прямых затратах на производство изделия. На долю одного изделия А будет приходиться постоянных затрат в сумме

1800 ■ 11: (11 • 364 + 8 • 169 + 25 ■ 260 + 30 • 162,5) * 1,18 руб.

На долю одного изделия Б будет приходиться постоянных затрат в сумме

1800 8:16 731 " 0,86 руб.

На долю одного изделия В будет приходиться постоянных затрат в сумме:

1800 25:16 731 *2,69 руб.

На долю одного изделия Г будет приходиться постоянных затрат в сумме

1800 30:16 731 *3,23 руб.

Расчет полной себестоимости и рентабельности единицы изделия отразим в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Расчет себестоимости и рентабельности

Показатель

А

Б

В

Г

Прямые (переменные) затраты, руб.

35

23

42

54

Косвенные (постоянные) затраты, руб.

1,18

0,86

2,69

3,23

Полная себестоимость, руб.

36,18

23,86

44,69

57,23

Цена, руб.

38

25

44

58

Прибыль, руб.

1,82

1,14

-0,69

0,77

Рентабельность, %

5,0

4.8

1,3

Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства изделия В. Изделия А, Б и Г обеспечат совокупную прибыль, равную 980 265 руб.: 1,82 ■ 364 000 = = 662 480,1,14 • 169 000 = 192 660 и 0,77 • 162 500 = 125 125, а товар В принесет убытки в размере 179 400 руб. Совокупная прибыль составит около 800 865 руб. Такой вывод следует из калькулирования полной себестоимости продукции.

Как оптимизировать производственную программу? Что последует, если для улучшения финансового положения снять с производства изделие В?

Независимо от сокращения объемов производства постоянные расходы останутся на прежнем уровне — 1 800 000 руб. Распределив их между оставшимися изделиями потому же принципу и скалькулировав полную себестоимость, получим результаты, представленные в табл. 6.3.

Таблица 6/3

Расчет себестоимости и рентабельности после оптимизации производственной программы

Показатель

А

Б

Г

Прямые (переменные) затраты, руб.

35

23

54

Косвенные (постоянные) затраты, руб.

1,94

1,41

5,28

Полная себестоимость, руб.

36,94

24,41

59,28

Окончание табл. 6/3

Показатель

А

Б

Г

Цена, руб.

38

25

44

Прибыль, руб.

1,06

0,59

-1,28

Рентабельность, %

2,9

2,4

-

Из табл. 6.3 видно, что финансовые результаты значительно ухудшились. Рентабельность изделий А и Б снизилась, и возросла убыточность изделия Г. Эта производственная программа позволит получить прибыль, равную 152 750 руб. (385 840 + + 99 710 - 332 800). Следовательно, принятое управленческое решение было неверным. и снятие с производства изделия В не только нс улучшит финансовое положение, но и приведет к снижению прибыли, при этом произойдет снижение рентабельности по всем позициям производственной программы.

Целесообразность снятия с производства изделия можно определить по системе direct costing. Если продукция приносит положительный маржинальный доход, то прекращение се производства может ухудшить финансовое положение. Такой вопрос решать калькулированием полной себестоимости нельзя.

В нашем случае для изделия В маржинальный доход на единицу — 2 руб. (44 - 42); на весь объем — 520 000 руб. Следовательно, оно не является убыточным, поскольку реализация единицы изделия приносит предприятию 2 руб. маржинального дохода, следовательно, вносится вклад в формирование прибыли.

Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что отсутствие материалов не позволяет предприятию производить изделие А. Руководство решило временно высвободившиеся производственные мощности загрузить производством изделия Б. Как будет выглядеть производственная программа дія достижения желаемого уровня прибыли 800 000 руб.?

Теперь структура реализации продукции составит: Б — 55% (42% + 13%), В — 20%, Г-25%.'

Совокупные постоянные расходы те же — 1 800 000 руб. Переменные расходы на единицу продукции те же: 23, 42 и 54 соответственно. Сможет ли предприятие получить запланированную прибыль? Решая эту задачу, получим, что при реализации 715 000 изделий Б. 260 000 — В, 162 500 — Г, предприятие получит прибыль 802 100 руб.