Писатели новой волны: Эллисон, Хэнсберри, Моррисон

Чтобы произведение приобрело универсальную значимость, надо уделять максимум внимания конкретному. Универсальность – следствие точного воспроизведения художником своего предмета

Л. Хэнсберри

Дата 1 декабря 1955 г. вошла в новейшую историю США. В этот день в маленьком городе Монтгомери в штате Алабама, бастионе южного расизма, негритянка Роза Парке отказалась уступить место в автобусе белой женщине. Этот поступок был вызовом "южному образу жизни". Он стал толчком стремительно набиравшего силы движения в защиту гражданских прав негров (Rights movement), распространившемуся но южным штатам, а затем и но всей стране. Середина 1950-х гг. считается прологом "негритянской революции".

Ее корни – в событиях, последовавших после разгрома фашизма. Начался распад колониальной системы. После поражения маккартизма в США наметились решительные сдвиги и в расовом вопросе. В 1954 г. Верховный суд США принял Закон о десегрегации в школах. Убыстрился трудный процесс разрушения дискриминационных барьеров, процесс, в котором приняли участие многие либерально настроенные белые американцы.

Мартин Лютер Кинг: "Есть у меня мечта"

С конца 1950-х гг. движение черных американцев возглавил выдающийся лидер Мартин Лютер Кинг (1929–1968), баптистский священник, борец за гражданские права, последователь Махатмы Ганди. Сторонник ненасильственных действий, тактики "гражданского неповиновения", "барабанщик справедливости", Кинг в 1963 г. стал одним из вдохновителей массового похода "черных" на Вашингтон в ознаменование 100-летия провозглашения Линкольном освобождения рабов. Тогда Кинг произнес знаменитую речь "Есть у меня мечта". В 1964 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1968 г. в Мемфисе М. Л. Кинг был убит расистом Джоном Рэем. Сегодня день рождения Мартина Лютера Кинга отмечается как национальный праздник в США. Кинг был замечательным оратором и публицистом, он осуждал сторонников экстремистских действий в негритянском движении в многочисленных статьях, речах, интервью, а также в книгах ("Сила любви", 1963; "Почему мы не можем ждать", 1964).

Освободительное движение черных американцев и негритянская литература

В начале 1960-х гг. в стране прошли массовые "марши свободы". Они приобрели общеамериканский резонанс. Именно в это время грозно прозвучал лозунг "Свободу сейчас". Под давлением масс в 1963– 1964 гг. был принят ряд законов, запретивших расовую дискриминацию и сегрегацию.

В условиях "негритянской революции" укрепились этническое самосознание, чувство расовой гордости темнокожих американцев. Цвет кожи перестал быть для них символом "униженности" и "второсортности". Родился новый лозунг "Черное – это прекрасно". Черные американцы стали рассматривать себя носителями и наследниками африканских культурных традиций. Стали широко использоваться термины "афроамериканцы" и "черные".

Слово "негр" и все производные от него обрели негативный оттенок, поскольку ассоциировались с уничижительным "ниггер". В дальнейшем употребление этих понятий было запрещено.

В освободительном движении черных американцев в 1960-х – начале 1970-х гг. отчетливо обозначились две тенденции. Первую представляли умеренные круги, сторонники мирных методов, вдохновляемые Мартином Лютером Кингом; вторую – экстремисты, поборники насилия вплоть до вооруженных выступлений, провозгласившие лозунг "Власть черным".

В пору своей наибольшей активности "сепаратисты" пребывали в резкой конфронтации с теми, кого называли "интеграционистами". Эти две тенденции нашли выражение и в литературе. Экстремистскую линию представляли Лерой Джонс, Эд Буллинз, Дон Ли. В полемическом запале экстремисты и сепаратисты даже стали отрицать "белую цивилизацию" (которую они назвали "сифилизацией"), равно как и "белое искусство". Однако, к 1970-м гг. поборники "культурного сепаратизма" зашли в тупик и утратили свое влияние.