Песни

Сопровождают человека на всех этапах жизни. В младенчестве – это колыбельные, в юности – хороводные, любовные, свадебные песни, в зрелой жизни – трудовые, шуточные и плясовые, семейные. Известны балладные, исторические, бунтарские, разбойничьи и тюремные песни, причитания о рекрутах и солдатах, похоронные причитания. Разновидностью песен являются частушки, свадебные величания и причитания. Будучи неразрывно связаны с жизнью народа, песни отражали все, что его волновало, все исторические события и перемены, непосредственно затрагивающие его.

Так, первый русский летописец, упоминая об обычае умыкания жен, существовавшем у славян, пишет: "Устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними".

Были песни календарно-обрядовые, связанные с земледельческим календарем и языческими праздниками. Песни сопровождали весь календарный год: колядки, масленичные, троицкие, купальницкие и т.д. Они представляли собой песни коллективного действия, которые поются всегда хором и, как правило, сопровождаются соответствующими движениями (хоровод, пляска, шествие). Постепенно обряд терял свое магическое значение, все более становясь элементом игры. Некоторые виды песен были так жестко связаны с соответствующими обрядами (например, свадебные), что не исполнялись вне его. Песенные величания первоначально имели магический смысл, а затем стали выражать идеальный тип нравственного поведения. Причитания изначально должны были противодействовать нежелательной мести покровителей домашнего очага: девушка как бы сожалела о том, что ее увозят из родного дома против ее воли. Позднее причитания отражали смятение чувств человека, отправлявшегося на новое место жительства, в новый дом и уклад жизни.

Семейно-обрядовые песни существовали не только среди крестьянства, как календарно-обрядовые, но в большей степени среди высших слоев (свадебные, плачи и т.п.). Причитание по покойнику – сольный жанр, исполняемый преимущественно (хотя и не исключительно) женщинами. Плачи воинские, которые исполнялись дружиной над телом умершего или убитого в сражении князя, освобождаясь от ритуального значения, переходили в лирическую песню и героический эпос.

Из артельных трудовых песен наиболее известна "Эй, ухнем!", имеющая богатую историю. Лирическая народная песня как особый жанр выделилась гораздо позднее.

Хороводные песни и игры служили объединяющим началом для молодежи. Пример хороводной песни – "Во поле береза стояла". В песнях подчеркивается красота движения: "Красна девушка идет, Словно павушка плывет".

На Руси существовали две категории певцов-музыкантов: скоморохи, развлекавшие народ, и княжеские певцы. Скоморох – это не только музыкант ("игрец", "свирец" или "гудошник"), но и актер, плясун, акробат, шутник и балагур – "смехотворен" и "глумотворец".

Упоминающиеся в "Слове о полку Игореве" песни Бояна находятся на стыке устной фольклорной традиции и письменной культуры. Они относятся к "дружинной поэзии", которая включает в себя два типа песен: "славу" и надгробный плач. Б. А. Рыбаков отмечает, что основная тематика песен Бояна, певшего славу князьям, не нашла никакого отражения в былинах. Боян жил во времена Ярослава Мудрого примерно с 1022 по 1093 г. Это был княжеский певец-рапсод, искусство которого сформировалось в эпоху военной демократии. Княжеские певцы исполняли хвалебные песнопения князьям при возведении на престол, возвращении из похода и в других подобающих случаях. Эти песенные славы есть прославление в буквальном смысле слова. К песенной славе близок ряд эпизодов в "Слове о полку Игореве": похвала отважному "ярому туру" Всеволоду и т.п.

Русская песня донесла до нашего времени свой оригинальный ритм и свою первобытную гамму. Н. В. Гоголь соединил песню с образом Руси – "чудо-тройки", мчащейся по огромному пространству Великой русской равнины. В XIX в. началась буквально охота за русскими песнями. Специально посвятил себя этому П. В. Киреевский (брат философа И. В. Киреевского). Его собрание было издано и стало широко известно.