Первый этан: анализ внутренней среды организации

Первым этапом анализа является исследование самой организации, ее внутренней среды, процессов и характеристик, описывающих функционирование компании на рынке. Основой для оценки сильных и слабых сторон фирмы является анализ корпоративного профиля. Корпоративный профиль – это совокупность характеристик компании, многоаспектно описывающих ее деятельность, ресурсы, компетенции и пр.

В табл. 4.15 приведены только примеры характеристик, которые рассматриваются при оценке сильных и слабых сторон, в дальнейшем каждой характеристике присваивается вес и производится оценка всех рассматриваемых характеристик в организации. Все характеристики записываются в сводную таблицу, и для каждой характеристики рассчитывается ранг (табл. 4.16).

Таблица 4.15

Сводный перечень характеристик корпоративного профиля

1. Инновационная политика организации:

• уровень инноваций: от незначительных трансформаций товара

до принципиальных нововведений;

• частота внедрения инноваций;

• соответствие инноваций ожиданиям целевых потребителей, т.е. готовность потребителя к восприятию инноваций и их приобретению;

• ценность инновации для потребителя, иными словами, готовность заплатить более высокую цену

за нововведения;

• сроки окупаемости денежных средств, вложенных в инновации

2. Ассортиментная политика организации:

• широта товарного ассортимента, в соответствии с потребностями потребителя;

• глубина товарного ассортимента, в соответствии с потребностями потребителя;

• гармоничность товарного ассортимента;

• оптимальность товарного ассортимента

3. Марочная политика организации, рассматривается каждая марка по отдельности:

• известность (осведомленность) марки у целевых потребителей;

• уровень приверженности (лояльности) к марке;

• уровень привлечения к марке;

• имидж марки в глазах целевых потребителей и контактных аудиторий;

• адекватность ассоциативного ряда, связанного с маркой

4. Продуктовая политика организации, рассматривается каждый товар по отдельности:

• соответствие уровня качества товара ожиданиям целевого потребителя;

• границы продуктов;

• оценка рекламаций (количество, частота, степень и ОГЛАВЛЕНИЕ претензий);

• наличие уникальных характеристик товара;

• соответствие характеристик товара ожиданиям целевого потребителя

5. Ценовая политика организации (по каждому товару и в целом по ассортименту):

• соответствие уровня цены товара ожиданиям потребителя:

• гибкость ценовой политики;

• соответствие прочих ценовых факторов товара ожиданиям потребителя;

• оптимальность ценовой политики по всему ассортименту (создание основы для получения прибыли)

6. Коммуникационная политика организации:

• уровень таргетированности рекламы;

• уровень частоты рекламных сообщений;

• уровень информативности рекламы;

• соответствие рекламы действующему законодательству, нормам этики и культуре потребителя;

• уровень качества исполнения рекламы;

• наличие программ лояльности и их эффективность;

• оценка набора рекламных аргументов и доказательств (соответствие характеристикам целевого потребителя);

• оценка эффективности проведенных коммуникаций;

• оценка набора инструментов стимулирования сбыта;

• оценка эффективности PR-акций;

• соответствие характеристик коммуникационной деятельности требованиям целевого потребителя

7. Сбытовая политика организации:

• эффективность управлением каналом сбыта;

• оценка эффективности сбытовых каналов;

• широта сбытовых каналов;

• количество и эффективность посредников;

• оценка эффективности применяемых методов сбыта;

• соответствие характеристик сбыта требованиям целевого потребителя

8. Сервисная политика организации.

• соответствие характеристик сервиса требованиям целевого потребителя (по мультиатрибутивной модели S);

• уровень индивидуализации обслуживания (подстройка под каждого конкретного потребителя);

• широта ассортимента сопутствующих услуг;

• глубина ассортимента сопутствующих услуг

9. Кадровая политика фирмы:

• уровень квалификации персонала (опыт, образование, компетентность, пр.);

• характеристика коммуникаций персонала с потребителем (дружелюбие, приветливость, предупредительность, др.);

• оценка претензий, предъявляемых потребителями к персоналу (количество, частота, степень и ОГЛАВЛЕНИЕ претензий)

10. Показатели рыночной деятельности фирмы (по каждому рынку):

• доля рынка (абсолютная и относительная);

• теп роста и динамика доли рынка;

• потенциал рынка, стадия ЖЦО;

• соответствие рыночной роли амбициям фирмы (лидер, претендент на лидерство, пр.);

• уровень рыночной силы фирмы на данном рынке;

• рентабельность рынка для фирмы

11. Экономические и финансовые показатели:

• деятельности фирмы:

• уровень издержек;

• прибыльность;

• скорость оборота капитала;

• финансовая устойчивость;

• рентабельность, ликвидность, оборачиваемость

12. Характеристики организации производства:

• ритмичность производства;

• технический уровень производства;

• характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;

• масштаб производства;

• уровень кооперирования

13. Характеристики корпоративной культуры:

• уровень бюрократичности или демократичности;

• уровень открытости или закрытости организации;

• гармоничность корпоративной культуры;

• наличие внутренних программ лояльности;

• уровень развития корпоративной культуры

Таблица 4.16

Оценка сил и слабостей фирмы

Характеристика

корпоративного

профиля

Оценка воплощения характеристики

Оценка важности характеристики, вес характеристики

Ранг характеристики

Характеристика 1

Характеристика 2

Характеристика п

Для оценки воплощения характеристик разрабатывается оценочная шкала характеристик, где отрицательные значения означают слабую сторону для организации, а положительные значения – сильную сторону. Возможны несколько вариантов шкал:

• бинарная система счисления, в которой "+1" – сильная сторона организации, а "-1" – соответственно слабая сторона. Такой подход к оцениванию характеристик значительно упрощает процедуру, но не позволяет определить, насколько выражена степень воплощения характеристики;

• балльная система (слабые стороны обозначаются отрицательным знаком "-", сильные – положительным знаком "+"). Например, шкала семантического дифференциала: семибалльная шкала с противоположными отметками в крайних точках (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3). Чем больше делений в шкале, тем более точно можно выразить степень воплощения рассматриваемой характеристики.

Каждой из характеристик корпоративного профиля может быть предписан весовой коэффициент, определяющий ее важность для формирования конкурентоспособности компании. Как правило, вес задается в пределах от 0 (совершенно не важно) до 1 (абсолютно важно), т.е. . При этом сумма всех весов рассматриваемых характеристик должна быть равна единице, т.е. , где п – количество рассматриваемых характеристик.

Ранг каждой характеристики вычисляется как произведение оценки важности характеристики (веса) на оценку воплощения характеристики, т.е. ранг характеристики корпоративного профиля позволяет определить вклад характеристики в формирование конкурентоспособности фирмы с учетом значимости этой характеристики. Чем больше значение характеристики, тем больше влияние этой характеристики на организацию; если знак ранга положительный, то это сильная сторона компании, если отрицательный, то – слабая. Ранг характеристики вычисляется по следующей формуле:

Используя метод разделения (BZB-анализ, модель описал Б. Карлофф в работе "Деловая стратегия"), характеристики корпоративного профиля можно разделить на четыре группы (в зависимости от ранга характеристики): балласт, проблемы, требующие внимания, бесполезные усилия, высокие активы фирмы (рис. 4.5). Пользуясь анализом закрепления, можно определить, в какую группу попадают сильные и слабые стороны организации, и выявить, каким характеристикам корпоративного профиля нужно уделить первостепенное внимание.

Рис. 4.5. Анализ характеристик корпоративного профиля

В заключение первого этапа проводится интегральная оценка конкурентоспособности организации, исходя из ее сил и слабостей:

Если оценка конкурентоспособности () отрицательна, то

в организации преобладают слабые стороны, если положительна – преобладают сильные стороны.