Первые открытия кинематографа США

Кинематограф США в начале XX в. развивался на базе треста, образованного объединением американских студий "Эдисон", "Байограф", "Эссеней" с французскими "Патэ" и "Мельес", а также независимыми кинематографистами. Ж. Садуль подчеркивал в своей "Истории киноискусства", что независимые оказались более успешными в коммерческом соревновании, поскольку сделали ставку на недорогие кинотеатры, посещаемые людьми с невысоким заработком, и не проиграли - в начале 1910-х гг. таких кинотеатров было открыто до 10 000.

В целом творчество американских кинематографистов развивалось в том же русле, что и в России. Кинорежиссеры США открывали возможности крупного плана, изменения точки зрения камеры (ракурса), специфику работы киноартиста (обращая внимание на разработку иной экспрессии, нежели в театре), особенности кинодраматургии (американцы еще в первые годы стремились создавать сценарии-истории, бесхитростные и со счастливым концом).

Первооткрывателем крупного плана явился один из независимых режиссеров Эдвин С. Портер (1870-1941), художественный руководитель независимой компании "Рекс компании) в фильме "Большое ограбление поезда" (1903). Однако самые крупные достижения в области открытия киноязыка были сделаны Дэвидом Уорком Гриффитом (1875-1948) и Стюартом Блектоном (1875-1941). Гриффит сначала работал в рамках треста, а позже стал независимым. Все, что он делал, он делал как художник кино. Снимая сюжеты-погони, он открыл так называемый монтаж спасения в последнюю минуту. Это произошло в фильме "Уединенная вилла" в 1909 г., об этом подробно рассказывает Ж. Садуль. В этом фильме Гриффит для усиления драматического напряжения придумал совмещать кадры осажденной в доме (вилле) семьи и отца семейства, спешащего ей на помощь. При этом особую роль играл темпоритм этого чередования. Нараставший в конце, он способствовал большей остроте восприятия. Нельзя не заметить, что в картинах приключенческого жанра этот тип монтажа успешно работает до сих пор.

Кроме "спасения в последнюю мину" Гриффит разрабатывал монтаж "возвращение к прошлому", "короткий" и параллельный. Причем любопытно, что последний он обычно применял в фильмах без погонь, что в то время было странно, так как именно их наличие приносило коммерческий успех. Нельзя не заметить, что монтаж "спасение в последнюю минуту" перекликается с ритмическим монтажем Эйзенштейна, а "возвращение к прошлому" - с элементами его интеллектуального монтажа, что подтверждает общую тенденцию поиска специфических выразительных средств. В этих же лентах Гриффит впервые экспериментирует с крупным планом и ракурсом. Ж. Садуль замечал, что особых успехов Гриффит достигал при работе в паре с оператором Битцером, который открыл возможности искусственного освещения как нового выразительного средства и контражурной (против света) съемки (1909). Это произошло в фильме "Раскаявшийся пьяница" (1909). Все это в целом, фактически как творческий метод, Гриффит использует в своем знаменитом фильме "Нетерпимость" (1916). Эта лента, состоящая из четырех частей ("Падение Вавилона", "Жизнь и страдания Христа", "Варфоломеевская ночь", "Мать и закон"), посвящена осуждению любого вида насилия - религиозного, национального, социального, имеющего место во все времена. Как это часто бывает, фильм "Нетерпимость", признанный одним из лучших в истории кино, в прокате потерпел коммерческий крах. В связи с этим Гриффита, принесшего кинематографу столь много находок, к концу жизни преследовали неудачи. Однако в истории кино он не забыт.

Говоря о развитии выразительных средств кино в раннем американском кинематографе, нельзя не отметить Томаса Харпера Инса (1882-1924). С его именем связано рождение динамичного увлекательно жанра вестерна. Желая добиться максимального коммерческого успеха, Инс сделал ставку, как сказали бы сегодня, на экшн и экзотику, т.е. непривычные или редкие визуальные образы. Инс, конечно, был еще (а может быть, и в первую очередь) талантливым организатором, что верно подметил Ж. Садуль. Инс одним из первых стал применять натурные съемки, умея находить ландшафты, несущие сами по себе особое настроение, что является чертой истинного художника. Он, как впоследствии и другие американские кинорежиссеры, использовал те возможности, которые открывала перед кинематографистами США особая природная зона, где была возведена "фабрика грез" Голливуд - на относительно небольшом пространстве соседствовали разнообразные типы местности, что оказалось неоценимо для съемок.

В становлении кино в США важную роль сыграло творчество МакаСеннета (1880-1960), родоначальника американской кинокомедии. Он, как и Инс, был деловым человеком в мире кино, но именно ему принадлежат лавры первенства в воплощении особенностей комического на экране. Гротескная внешность персонажей, их вызывающие улыбку аксессуары, особые движения - в использовании этих и многих других средств комического Сеннет был мастером. Комедии его были, конечно, комедиями положений. Смех высекался из погонь, неожиданных взрывов, выстрелов. Не в последнюю очередь Мак Сеннет остался в истории кино и потому, что в его фильмах впервые появился Чарли Чаплин (1889-1977) - удивительный и неповторимый художник экрана.

Итак, искусство кино сформировалось в процессе обретения им собственных средств выразительности. Кулешов, Вертов, Эйзенштейн, Гриффит, Инс и многие другие сумели в процессе кинопроизводства выявить их и научились умело их использовать, разумеется, каждый в соответствии с присущей только ему художественной интуицией, с характерным только для него художественным вкусом, с данным только ему одному художественным даром. Правда, необходимо заметить, что не все теоретики кино считали и считают выразительность кадра и монтаж сутью киноискусства.