Первая половина XX в.

Сравнительная педагогика в первой половине XX в. оставалась в орбите европейской науки и культуры. Исследования служили распространению западных моделей образования. Основную роль на мировой арене сравнительных исследований продолжали играть педагоги Западной Европы и США. Их интерес к происходящим за рубежом образовательным процессам заметно усилился. Это было обусловлено актуализацией совершенствования систем образования как экономических субъектов, возникновением массового обязательного обучения. Интерес подогревался при заграничных поездках, участии в международных выставках, подготовке международных энциклопедий и т.п. Подобные обстоятельства способствовали появлению научных сравнительно-педагогических исследований, которые могли помочь реформаторам при обновлении национальных систем образования.

Сравнитологи предприняли усилия определить факторы формирования национальных образовательных систем, инициировали попытки педагогического заимствования, главным побудительным мотивом которых оказались намерения извлечь целесообразные уроки из зарубежной теории и практики образования. Были поставлены вопросы, насколько масштабно организаторы национальных систем образования могут учиться у иных стран, как много практического возможно черпать при изучении зарубежного образования. Так, швейцарские педагоги-реформаторы Э. Клапаред, П. Бове, А. Ферьер настаивали на изменениях в образовании, которые должны были способствовать улучшению качества жизни и содействовать взаимопониманию людей и народов. А. Ферьер, критикуя систему воспитания и обучения, сложившуюся в Западной Европе, утверждал, что школа во всех европейских странах воспитывает пассивность, не содействует взаимной помощи людей, пренебрегает сравнительным и интеркультурным образованием (education interculturelle). Руководители (школы) не берут на себя инициативу международного сотрудничества, которое могло бы спасти многих от нищеты и голода.

Западные интеллектуалы обратились к международным междисциплинарным педагогическим исследованиям, имевшим в виду преодоление этноцентризма. Возникают проекты новой школы, планы воспитания нового человека, происходят важные реформы национальных систем образования, складывается понимание насущной необходимости международного сотрудничества и взаимной ответственности в сфере образования. Растут стремления понять школьно-педагогическую традицию и пути образования в других странах. Методы сравнения оказываются объективной необходимостью научных педагогических исследований и политики образования. Были сформулированы важные методологические подходы относительно объекта и предмета сравнительной педагогики, социальных, исторических, культурных детерминант сравнительнопедагогических исследований: И. Кэндел, Н. Хэнс, М. Садлер (Великобритания); Ф. Шнайдер (Германия); П. Монро, Б. Рассел, Дж. Каунтс (США); П. Россело (Швейцария).

Происходит институционализация сравнительно-педагогических исследований. Возникают национальные и международные научно-информационные учреждения, ставившие задачи сбора, систематизации, обобщения фактов в сфере образования и педагогической теории в разных странах мира, взявшиеся за координацию международных исследований образования. В Нью-Йорке создана Международная ассоциация образования (1919), в Женеве – Международное бюро просвещения (МБП) (Bureau International de l'Education – ΒΙΕ) (1925). Появились специальные периодические издания: "Международный ежегодник воспитания и образования" (МБП), "Ежегодник просвещения" (Колумбийский университет, США), "Международный педагогический журнал" (Германия) и др. В 1930-х гг. была составлена база данных о ряде национальных систем образования (статистические справочники МБП и затем ЮНЕСКО), что позволило развивать педагогические исследования, направленные на выявление различий и сходств национальных систем образования, использование результатов сравнения для совершенствования системы образования и общества в той или иной стране.

В трудах российских ученых начала XX в. (Π. Ф. Каптерев, М. А. Поспелов, П. Г. Мижуев, П. А. Капнист и др.) рассматривались возможности творческого использования зарубежного опыта в практике школы и педагогики. Анализ зарубежного опыта был зачастую одним из способов исследования отечественной системы образования. Влиятельным оказалось идейное движение, взгляды представителей которого перекликались с реформаторской педагогикой (новым воспитанием) Запада.

Советская педагогика 1920-х – начала 1930-х гг. искала "путь на Запад". Переводились работы иностранных специалистов, в особенности сторонников "нового воспитания" (реформаторской педагогики) (Д. Дьюи (США); А. Ферьер (Швейцария); Г. Лай (Германия) и др.). Появилось около 800 публикаций, где давался анализ зарубежного школьнопедагогического опыта. Акцент делался на исследованиях педагогики США. Издавался "Бюллетень зарубежной педагогики". Взаимному знакомству со школой и педагогической мыслью содействовали поездки советских специалистов за рубеж (А. П. Пинкевич, А. Г. Калашников и др.) и иностранных ученых в СССР (Д. Дьюи, С. Френе и др.). В начале 1930-х гг., после того как официальный советский режим опустил "железный занавес" перед Западом, перспективы сотрудничества российских и зарубежных педагогов были отодвинуты на три десятка лет.

В 1920–1930-х гг. сопоставительный анализ образования, педагогических инноваций в разных странах оказался заметным направлением научной деятельности педагогов российского зарубежья (С. Я. Гессен, В. В. Зеньковский и др.). В их трудах затронуты проблемы и поиски педагогики Запада, в первую очередь "нового воспитания" или "реформаторской педагогики". Русская педагогическая иммиграция взяла на себя миссию приобщать оторванных от родных корней детей и юношество к культуре зарубежья, помочь сохранить им национальные корни и любовь к России.