Первая Конституция Союза и новые конституции республик

Оформление Советского Союза завершилось принятием Конституции. В ходе работы над проектами Основного Закона Союза возобновились споры по принципиальным вопросам, касающимся формы объединения республик. Одна группа советских и партийных работников призывала к дальнейшей централизации, другая, наоборот, добивалась широкой децентрализации Советского Союза. И там, и здесь были люди, добросовестно заблуждавшиеся, но звучали также голоса скрытых шовинистов и националистов.

В конце февраля 1923 г. Пленум ЦК РКП(б), обсудив тезисы по национальному вопросу к XII съезду партии, одобрил их и направил В.И. Ленину. До апреля 1923 г в ЦК РКП(б) и в ЦК республиканских компартий обсуждались предложения об изменениях, которые предполагалось внести в Договор об образовании СССР. С марта 1923 г., когда были опубликованы тезисы к XII съезду партии, дискуссия по национальному вопросу охватила широкие круги коммунистов. В подавляющей массе выступлений основные пункты тезистов одобрялись. Однако высказывались мнения шовинистического и националистического свойства, особенно среди некоторых коммунистов Грузии и Украины.

Российская Советская Республика, как известно, в 1918 г. была провозглашена федерацией законодательно - путем принятия акта конституционного значения - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Закавказскую Федерацию, образованную из независимых советских республик, первоначально оформили Союзным договором, принятым Полномочной конференцией представителей Азербайджана, Армении и Грузии. В период подготовки образования СССР почти одновременно появляются идеи и договорного, и конституционного оформления Союза. В постановлении Пленума ЦК РКП(б) о взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими республиками от 6 октября 1922 г. говорилось: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в "Союз Социалистических Советских Республик". В протоколе того же Пленума упоминалось о создании комиссии "для выработки советского законопроекта (курсив наш. - Авт.) на основе этой директивы". Созданная комиссия 21 ноября постановила выработать основы Конституции Союза Советских Социалистических Республик. 30 ноября 1922 г. "Основные пункты Конституции СССР" по докладу комиссии были приняты Политбюро ЦК РКП(б). Однако вопрос о форме конституирующего акта в них решался альтернативно. Там говорилось о "союзной Конституции или заменяющем таковую Союзном договоре".

Что касается обсуждения в республиках, то VII Всеукраинский съезд Советов по докладу М.В, Фрунзе принял постановление "Об основах Конституции Союза Советских Социалистических Республик". Несмотря на такое название, в документе говорилось преимущественно о договоре. Аналогичный акт 18 декабря 1922 г. принял IV съезд Советов Белоруссии. I Закавказский съезд Советов, работавший 10-13 декабря, решения об основах Конституции не принимал, но в его постановлении "О созыве общего съезда Советов Социалистических Советских республик" упоминается договор об организаций Союза республик. В постановлении X Всероссийского съезда Советов говорится только о договорном оформлении создания Союза. И не случайно еще 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) по докладу ИВ. Сталина решил, что на предстоящем Всесоюзном съезде Советов должна быть принята Декларация об образовании СССР и выработан текст Договора. Думается, что решение декабрьского Пленума о договорном оформлении образования СССР было вполне правомерным: нельзя создавать Конституцию еще не существующего государства, издавать закон, не имея надлежащих законодательных органов.

А.С. Емелин утверждает, что Ленин и Сталин расходились во мнениях относительно порядка оформления образования СССР: Сталин якобы стоял за конституционный, а Ленин - за договорный порядок, и что Сталин вообще был сторонником унитаризма3. В действительности свидетельств о подобном расхождении между Лениным и Сталиным из документов не усматривается. Что касается отношения к унитаризму, то оба эти руководители партии, как известно, до Февральской революции были принципиальными противниками федерализма, а впоследствии считали, что федерация есть лишь временный этап на пути к будущему социалистическому унитаризму. Применительно же к 1922 г. и у Ленина, и у Сталина не было ни малейших сомнений, что в тот момент федерация - единственный возможный путь формирования Советского государства.

Непосредственно перед I Всесоюзным съездом Советов полномочные делегации республик - учредителей Союза подписали Договор о его образовании. С юридической точки зрения этого было вполне достаточно для создания нового государства. Однако Договор решили провести и через съезд Советов Союза.

Утверждение Договора на съезде придавало ему уже несколько иной правовой характер: из соглашения равноправных участников Договор становился как бы законом для них.

I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший в основном проекты Декларации и Договора об образовании СССР, тем не менее решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИКов союзных республик. ЦИК Союза должен был рассмотреть полученные отзывы, утвердить доработанные тексты Декларации и Договора и ввести эти акты в действие. Ему поручалось также представить тексты этих документов на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Как видим, съезд Советов не говорил о Конституции Союза. Нет упоминаний об Основном Законе и в решениях I сессии ЦИК Союза, проходившей в тот же день. Вместе с тем ЦИК Союза поставил вопрос о разработке серии актов конституционного значения. Избрав Президиум ЦИК, Центральный Исполнительный Комитет Союза поручил ему разработать Положения о наркоматах СССР, о СНК и Совете Труда и Обороны, о ЦИК и его членах, проекты флага и герба СССР. Согласно этому поручению Президиум ЦИК 10 января 1923 г. создал шесть комиссий. Однако 13 января 1923 г. на первом же заседании комиссии по разработке положений о СНК, СТО и наркоматах СССР была создана подкомиссия, которая приступила к обсуждению проекта Конституции, разработанного во ВЦИК. Заметим, что в это же время высказываются и возражения против конституционного оформления Советского Союза со стороны определенной части грузинских и украинских руководителей.

24 февраля 1923 г. ЦК РКП(б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР. Основная работа над ним развернулась, однако, после XII съезда РКП(б) (апрель 1923 г.). 27 апреля Президиум ЦИК Союза решил создать Расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик. Ее председателем был избран М.И. Калинин. Работе комиссии предшествовало обе учреждение проекта Конституции в комиссии ЦК РКП(б), решения которой имели принципиальное значение и определили во многом ход работы Расширенной комиссии ЦИК СССР. Первое ее заседание открылось 8 июня 1923 г.

При обсуждении порядка работы комиссии возник спор о том, что должно быть предметом рассмотрения, что взять за основу создания Конституции. Было представлено два проекта: разработанный комиссией ЦИК Союза, существовавшей до создания Расширенной комиссии, и проект Конституционной комиссии УССР, заметно отличавшийся от первого. Поскольку большинство пунктов первого проекта было только что обсуждено комиссией ЦК, на заседании комиссии ЦИК никто, в том числе и представители УССР, не настаивали на рассмотрении украинского варианта. Однако председатель СНК Украины X. Раковский, известный своими конфедералистскими воззрениями, внес предложение не рассматривать проект комиссии ЦИК, а вернуться к Союзному договору, т.е. практически перечеркнуть всю работу, которая велась на протяжении полугода. Раковскому резко возразил МИ. Калинин, поддержанный большинством комиссии. За основу был принят проект ЦИК.

В ходе дискуссии по этому организационному вопросу всплыл и еще один аспект проблемы: что все-таки нужно создавать - конституцию или усовершенствованный союзный договор? Это был не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзное государство может быть оформлено и конституцией, и договором. Однако если конституция - документ, безусловно, единого, хотя и федеративного государства, то союзный договор может существовать и в конфедерации. Во всяком случае, договор всегда при желании можно истолковать в конфедеративном смысле, а именно этого и хотели X. Раковский и его единомышленники на Украине и в Грузии. По данной проблеме Расширенная комиссия не проявила твердости. Большинство ее членов, приняв за основу обсуждаемый текст, в то же время решило оставить открытым вопрос о его наименовании.

Разногласия возникли и в дальнейшем, в процессе работы Расширенной комиссии. Уже при обсуждении ст. 1 проекта разгорелись острые споры о соотношении компетенции Союза и республик, причем по некоторым пунктам были приняты формулировки украинского проекта, носившие децентрализаторский характер. Стало очевидным, что решения комиссии нельзя рассматривать как окончательные, поскольку некоторые ее члены, в том числе представители Украины, заявили особое мнение.

Пленарные заседания Комиссии ЦИК проходили 8-16 июня 1923 г. В это же время состоялось и так называемое 4-е совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей'. Совещание было посвящено широкому кругу вопросов национальной политики, и, конечно, не обошлось без дискуссии по проблеме конституции. И обсуждение проблемы, и принятая резолюция имели важное значение для работы над проектом. Собравшись после совещания, Комиссия ЦИК завершила свою работу. 16 июня, после принятия проекта в целом, она вернулась к его названию. В результате дискуссии была принята гибкая формулировка Д.И. Курского, закрепленная потом и в окончательном тексте Основного Закона: "Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик".

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства. Комиссия отвергла очередные попытки X. Раковского принизить значение Основного Закона. Уже не решаясь отрицать идею Конституции в принципе, Раковский предложил компромиссный вариант: принять два документа одновременно - Конституцию, в основе которой лежала бы Декларация, и Договор об образовании СССР.

Пленум ЦК РКП(б) 26-27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принял по нему развернутое решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.

В конце июня - начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие, почему долгое время ее и называли обычно Конституцией 1923 г. Вместе с тем ЦИК решил внести текст Основного Закона на окончательное утверждение II съезда Советов СССР, что и было сделано после обсуждения и одобрения его съездами Советов союзных республик в январе 1924 г.

Конституция СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она, по существу, заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. В дальнейшем государственном обороте ссылки на Союзный договор стали редки, хотя и не исчезли совсем. Так, мы встречаем упоминания о Союзном договоре в Конституции Украины 1929 г.

Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающих его с конституциями республик, в первую очередь - с российской, а также с закавказской.

Что касается формы государственного единства, то Советский Союз создавался, подобно ЗСФСР, как союзное государство, т.е. как классическая федерация. Однако в отличие от Закфедерации в Конституции 1924 г. этот термин не употреблялся. Основной Закон России, наоборот, называл республику федеративной, хотя, по существу, как известно, имелась в виду совсем другая форма государственного единства - государство с автономными образованиями.

В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. Этим ленинская идея отличалась и от концепции конфедерации, и от концепции автономизации. В.И. Ленин исходил из того, что объединение республик должно составлять одно, единое государство. Именно это и закреплено в Конституции. В разделе первом Основного Закона - Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик - после перечисления причин образования СССР говорилось: "Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно (курсив наш. - Авт.) союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов". Закон не оговаривал суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной.

Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, в общесоюзную компетенцию входили некоторые вопросы регулирования межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.

Конституция включала в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно в Основном Законе определены права Союза ССР в сфере международных отношений - политических и экономических.

К ведению Союза согласно Конституции отнесены представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров, а также общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.

Хозяйственное объединение республик по объему отличалось от военного и дипломатического. Если в сферах военной и внешних сношений республики передавали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло. То и другое явилось отражением воли республик, образовавших Советский Союз.

Основной Закон отнес к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Конституция закрепила за Союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Большое внимание в Основном Законе уделено и гарантиям прав членов Союза - союзных республик.

Специальная глава Конституции содержала нормы о суверенных правах этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не могло. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного Закона гласила: "Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно".

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляла за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из Российской Федерации тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.

Исходя из важности права выхода. Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжении десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.

Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7 Конституции). С одной стороны, это означает, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики как дома - он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находится за границей, то за его спиной стоит не только авторитет своей республики, может быть, небольшого государства, но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина.

Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченности суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания.

Система государственных органов, предусмотренная Основным Законом, тоже базировалась на идее максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При создании высших органов власти и управления Союза ССР также был использован опыт государственного строительства независимых советских республик, в первую очередь, конечно, старейшей из них - Российской Федерации.