Перспективы и стратегия развития инфраструктуры инновационного предпринимательства

Характерными тенденциями развития инновационной инфраструктуры за рубежом остаются углубление специализации, сосредоточение ее субъектов на обслуживании отдельных стадий инновационных процессов, с одной стороны, и дальнейшая интеграция инновационных процессов в технологические цепочки "наука – образование – производство", – с другой.

Так, в условиях развивающегося открытого рынка инноваций инновационная деятельность становится распределенной между многими участниками. Возрастает потребность в посредниках, призванных снимать хозяйственно-правовые барьеры между инновационными предприятиями и связывать разнородные производства в общие инновационные процессы. Для решения этой задачи развивается инфраструктура горизонтальных сетей партнерских взаимодействий. Ее основным предназначением является информирование субъектов рынка инноваций о состоянии конъюнктуры внешней среды, организация обмена ресурсами и т.д.

За рубежом выделяют три группы инновационных посредников: научно-государственных, производственных и бизнес-посредников. По специализации деятельности инновационные бизнес-посредники могут быть рыночными площадками для сделок, агентами, разработчиками, брокерами, дилерами, маркетмейкерами и т.п. Известны и другие классификации.

Так, по направлениям деятельности Г. Чесбро различает инновационные предприятия, специализирующиеся на выполнении функций:

• организации онлайновых порталов обмена идеями и разработками;

• сбора предложений о купле-продаже идей и разработок по электронной почте;

• разработки концепций и бизнес-моделей, основанных на новой идее или разработке;

• создания и поддержания сообщества инноваторов на основе индивидуального членства;

• хранения интеллектуальной собственности;

• банкинга интеллектуальной собственности.

В зависимости от специализации в инновационном процессе различают:

• инновационных исследователей, специализирующихся на выполнении НИОКР;

• инновационных "ангелов", финансирующих инновации;

• организации, создающие инновации;

• инновационных купцов, собирающих, систематизирующих и находящих возможности коммерциализации инновации;

• инновационных архитекторов, создающих ценность за счет формирования системы соединения элементов в целое;

• инновационных миссионеров, создающих и развивающих технологии без существенной прибыли, ради самой идеи;

• инновационных коммерсантов, которые выводят инновации на рынок;

• инновационных торговцев, прибыльно выводящих на рынок новые идеи;

• специализированные инновационные магазины, предлагающие рынку широкий ассортимент идей.

На российском рынке инноваций такой строгой специализации бизнес-посредников пока нет. Задача их образования, вероятно, будет решаться в отдаленной перспективе. В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. предпочтение отдается созданию институтов развития, которые сформируют инфраструктуру, обеспечивающую свободный доступ приоритетных сфер экономики к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам. Предполагается, что система таких институтов поддержки инноваций будет комплексной, чтобы закрывать "провалы" рынка на всех стадиях развития инноваций.

Эффективность инновационной инфраструктуры может оцениваться с помощью показателей, выражающих ее прямое и косвенное влияния на инновационное развитие экономики. В первом случае могут применяться такие показатели, как приращение в объемах производства, экспорта, мощностей, в интенсивности внедрения инноваций вследствие осуществления конкретных проектов. Косвенное влияние может выражаться в изменениях рыночных условий, создающих предпосылки для позитивных социально-экономических сдвигов.

Для контроля результативности реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации утвержден комплекс целевых индикаторов, позволяющих оценивать эффективность инновационной инфраструктуры (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Некоторые целевые индикаторы Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.

Целевой индикатор

2004 г.

2007 г.

2010 г.

2015 г.

В крупном секторе экономики

1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке, %:

инерционная динамика

5,6

6,4

7,5

10,0

с учетом реализации Стратегии

5,6

8,5

15,0

18,0

2. Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции, %:

инерционная динамика

4,7

5,9

7,0

9,0

с учетом реализации Стратегии

4,7

7,0

12,0

15,0

3. Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе, %:

инерционная динамика

10,5

12,5

14,0

15,0

с учетом реализации Стратегии

10,5

13,0

15,0

20,0

4. Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе, %:

инерционная динамика

28,5

32,0

40,0

45,0

с учетом реализации Стратегии

28,5

35,0

50,0

60,0

В малом секторе экономики

1. Прирост числа малых инновационных предприятий, ед/год:

инерционная динамика

58

65

75

100

с учетом реализации Стратегии

58

70

85

120

2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий, %:

инерционная динамика

0,4

0,5

0,6

U

с учетом реализации Стратегии

0,4

0,7

1,0

1,5

3. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов, млрд руб.:

инерционная динамика

9,0

16,0

31,0

40,0

с учетом реализации Стратегии

9,0

36,0

125,0

320,0

4. Объем инновационной продукции (услуг, связанных с инновациями), реализованной организациями инновационной инфраструктуры, млрд руб.:

инерционная динамика

5,5

16,5

22,0

40,0

с учетом реализации Стратегии

5,5

29,5

50,0

80,0

Разработаны минимально допустимый и рациональный сценарии бюджетного финансирования реализации данной Стратегии. Например, затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены исходя из потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, необходимости концентрации ресурсов на формировании "технологических коридоров", обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок; актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере (табл. 8.4).

Основная проблема, препятствующая повышению инновационной активности российской экономики, состоит в неэтичном поведении субъектов рынка инноваций в отношении чистоты прав на интеллектуальную собственность, а также в бутлегерстве (контрабандное изобретательство). В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. направления решения этой проблемы освещаются в п. 4.3 "Развитие институтов использования и правовой охраны результатов".

При защите прав интеллектуальной собственности инновационное предприятие приобретает дополнительные конкурентные преимущества, как то: увеличение его инвестиционной привлекательности и капитализации, создание имиджа интеллектуальной компании; появление возможностей вложения нематериальных активов в уставный капитал, прибыльной продажи лицензий и судебной защиты бизнеса от конкурентов; формирование внутри и вовне предприятия круга изобретателей, мотивированных в увеличении отрыва от конкурентов; создание патентов, препятствующих развитию конкурентов, в том числе за рубежом.

Указом Президента РФ от 24.05.2011 № 673 была образована Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Она обеспечивает контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В условиях низкой инновационной активности корпоративного сектора, неразвитых финансовых рынков и низкого уровня правоприменения, характерных для России, наиболее эффективной является форма универсальных институтов поддержки инноваций по примеру Фонда Чили, программы Аванчи. Они являются как бы "оболочкой", защищающей инновационный процесс от неблагоприятной внешней среды и обеспечивающей непрерывность инновационной цепочки.

Таблица 8.4

Выписка из финансового плана реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. Общий объем финансирования. Рациональный вариант, млрд руб. (в ценах текущих лет)

Целевые индикаторы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Развитие сектора исследований и разработок

53,5

67,1

92,7

120,5

154,4

194,6

236,8

283,8

335,3

391,5

452,0

Реализация приоритетов технологического развития

16,2

21,4

30,6

42,8

59,3

81,5

110,7

148,3

197,0

259,0

334,0

Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере

0,0

0,0

5,7

6,8

8,2

10,0

12,3

15,3

19,2

24,2

30,5

Развитие инновационной инфраструктуры и малого и среднего предпринимательства (МСП):

3,2

11,0

13,4

16,7

20,7

25,5

30,9

37,0

43,7

50,8

58,3

фонды поддержки инноваций

0,3

1,1

1,8

2,9

4,3

6,2

8,4

11,0

13,7

16,4

19,2

производственно-технологическая инфраструктура

1,0

7,5

8,7

10,2

11,9

13,6

15,3

17,0

18,8

20,6

22,4

поддержка развития инновационного МСП

1,9

2,4

2,9

3,6

4,5

5,7

7,2

9,0

11,2

13,8

16,7

Итого

72,9

99,5

142,4

186,8

242,6

311,6

390,7

484,4

585,2

725,5

874,8

Интересен для России может быть опыт формирования агентств по развитию стратегических технологий, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям, действующих в сферах, сопряженных с высокими исследовательскими рисками и требующих проведения комплексных междисциплинарных исследований.

Необходимы институты содействия внешнеэкономической деятельности российского предпринимательства, позиционированного в производстве высокотехнологичных продуктов. Примером может служить французская сеть UCCIFE, объединяющая 112 торговых палат и представляющая интересы французских компаний в 75 странах.