Перспективы сохранения американского присутствия в Восточной Азии

Растут вес, влияние и внешнеполитическая активность так называемых стран "второго порядка", которые наращивают спою поенную мощь и стремятся к объединению усилий для совместного отстаивания совпадающих интересов. Рано или поздно встанет вопрос о воссоединении Корейского полуострова, что также может вызвать тектонические изменения в регионе. Речь идет о дальнейшем продолжении присутствия американских войск сначала в самой Корее, а затем, возможно, и на Японских островах. Дело в том, что уже сейчас на повестку дня выдвигается сакраментальный вопрос о том, сколь долго сравнительно незначительные по численности американские войска способны обеспечить безопасность в этом самом густонаселенном регионе.

При этом важно учесть, что американские войска находятся в регионе отнюдь не из-за неких альтруистических соображений. Именно в силу национальных интересов после Второй мировой войны США укрепили свои позиции во всей Азии, прежде всего в восточной и южной ее частях. Речь идет о союзнических отношениях с Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом. С окончанием холодной войны США начали вносить в свою стратегию в Восточной и Южной Азии определенные коррективы, в том числе и но вопросу сохранения воинских контингентов в регионе.

Немаловажное значение с этой точки зрения имела принятая в начале 1990-х гг. "Стратегическая директива на 90-е годы". В ней были обозначены основные направления тихоокеанской политики США, включавшей сокращение численности американских вооруженных сил в регионе. В "Стратегии США в восточной части АТР", принятой в феврале 1995 г., Вашингтон определил задачу сокращения американского военного присутствия в Восточной Азии до 100 тыс. военнослужащих.

В августе 2004 г. Дж. Буш-мл. объявил о масштабной перегруппировке американских воинских частей, дислоцированных за рубежом. Был обнародован план сокращения в течение ближайших 10 лет почти 70 из 213 тыс. военнослужащих, расквартированных за пределами США на постоянной основе. Вместе с членами семей военнослужащих и гражданским персоналом число возвращающихся на родину американских граждан достигает 170 тыс. чел. Такую реорганизацию американского военного присутствия в мире Вашингтон объясняет необходимостью адекватно реагировать на новые угрозы безопасности США.

Можно сказать, что в Восточной Азии США играли и продолжают играть важную роль гаранта обеспечения регионального военно-стратегического равновесия и стабильности. Поэтому здесь скорее опасаются ухода американских войск из Азии, что оставляет азиатские государства со своими противоречиями и разного рода претензиями друг к другу наедине друг с другом. К тому же в последние два десятилетия в Восточной и Южной Азии наблюдается ускорение гонки вооружений, что также служит немаловажным аргументом сохранения военного присутствия в регионе.

Надо отметить, что для Восточной и Южной Азии характерны два противоположных подхода к американскому военному присутствию в регионе. Значительная группа стран региона выступает за сохранение американских войск, рассматривая их в качестве стабилизирующего фактора. Так, американское присутствие на корейском полуострове служит сдерживающим фактором в продолжающемся противостоянии Севера и Юга. Более того, оборонная стратегия Южной Кореи на протяжении всего послевоенного периода во многом строилась с учетом присутствия в стране американских войск. Этот фактор сохраняет свою значимость и в период после окончания холодной войны. Поэтому не может вызывать удивление тот факт, что парламент Республики Корея принял резолюцию с просьбой к президенту США пересмотреть свое решение о выводе из Южной Кореи значительной части 37-тысячного воинского контингента.

Другая группа стран, прежде всего Китай, выказывает опасения насчет того, что военное присутствие на Тихом океане США могут использовать для сохранения и даже усиления своей военной гегемонии. Так, в сентябре 1991 г. Сенат Республики Филиппины отказался от Договора о военных базах с Соединенными Штатами, заключенного в 1947 г., а 6 декабря 1991 г. филиппинское правительство потребовало от Вашингтона в течение года полностью вывести свои войска с территории Филиппин. Последние подразделения американских вооруженных сил покинули Филиппины 24 ноября 1992 г.

Несомненно, США играют одну из ключевых ролей в решении множества жизненно важных для всего мирового сообщества проблем. Этот тезис не в последнюю очередь верен применительно к Восточной и Юго-Восточной Азии. Но в то же время они с точки зрения обеспечения международной безопасности парадоксальным образом, как показывает их стратегия на Ближнем и Среднем Востоке, сами становятся проблемой, фактором нагнетания напряженности, неопределенности и конфликтов прежде всего на Евразийском континенте.