Перспективы финансового рынка в Российской Федерации

Развитие финансовых рынков является одним из приоритетов долгосрочного развития России. Ориентиры роста и мероприятия по повышению эффективности финансовых рынков представлены в Долгосрочных программах и прогнозах. Принята и реализуется Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" от 22 февраля 2013 г. № 226-6.

Одной из главных целей развития финансовых рынков является достижение синхронизации развития финансового сектора

с развитием реального сектора экономики и с социальным развитием общества. Это означает решение следующих задач:

• укрепление внутреннего спроса на финансовые активы;

• переход к инвестиционной модели финансового рынка;

• настройка финансов на стимулирование роста и модернизацию национального хозяйства.

Основные задачи, которые предстоит решить для развития финансового рынка, таковы:

• повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

• расширение инструментария финансового рынка;

• развитие эффективной рыночной инфраструктуры и финансовых институтов;

• комплексное и качественное государственное регулирование финансового рынка;

• повышение сбалансированности и устойчивости функционирования финансового рынка при интеграции в мировые финансовые рынки;

• осуществление эффективного ценообразования за счет высокой ликвидности рынков;

• упрощение регистрационных и разрешительных процедур для инвесторов и финансовых институтов.

Основным направлением повышения емкости российского финансового рынка должно быть расширение спектра финансовых инструментов и круга участников финансового рынка. В целях развития эмиссионного финансирования необходимо упрощение процедур регистрации выпусков ценных бумаг и снижение иных административных барьеров, препятствующих их эмиссии. Необходимо стимулировать российских эмитентов к проведению публичных размещений в России, а не на зарубежных площадках.

Важными являются также структурные меры, способствующие стабильности финансового рынка и защите прав инвесторов: дальнейшая дифференциация требований к публичным и непубличным компаниям; ужесточение и конкретизация требований к раскрытию информации публичными компаниями; повышение ответственности членов советов директоров и акционеров финансовых организаций за нанесение ущерба вкладчикам, клиентам и кредиторам.

Круг инвесторов должен активно расширяться за счет прихода на рынок граждан (розничных инвесторов). Для этого необходимы:

• стимулирование населения к сбережению и инвестированию денежных средств;

• повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке;

• усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций;

• создание компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке, например отмена налогов на доходы, полученные от долгосрочных (свыше 3 лет) вложений в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, и в инвестиционные паи.

Финансовый рынок должен опираться на устойчивую и растущую базу финансовых активов, которыми оно оперирует. Для преодоления дефицита внутренних ресурсов, в особенности долгосрочного инвестиционного характера, необходимо стимулирование долгосрочных сбережений домашних хозяйств, повышение склонности граждан к созданию личных пенсионных накоплений, страхованию жизни и других персональных рисков.

В сфере добровольных пенсионных накоплений и накоплений на образование должна развиваться конкуренция. Для этого важно введение института индивидуальных инвестиционных счетов (на пенсионные цели и на образование) и корпоративных накопительных пенсионных планов с открытием персональных пенсионных счетов и формированием системы их страхования. Администраторами этих счетов могут выступать банки, страховые и брокерские компании. К индивидуальным пенсионным счетам должны применяться те же льготы по налогу на прибыль, страховым социальным взносам и НДФЛ, которые установлены для взносов в НПФ.

Финансовый рынок имеет значительную социальную полезность. Для ее повышения необходимо создание оптимальных условий для развития индивидуальных счетов граждан, внедрения института инвестиционного консультанта. В целях защиты прав потребителей финансовых услуг вводится институт финансового омбудсмена.

Омбудсмен – должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств.

Необходимо внедрить систему стандартизированных договоров типовых финансовых услуг для упрощения работы по защите прав потребителей и повышения прозрачности финансовых услуг для населения.

По стратегическим прогнозам, к 2020 г. в стране необходимо создать однородное и равнодоступное финансовое пространство, дабы обеспечить потребителям на финансовом рынке обширный выбор финансовых услуг и продуктов. На этом пути необходимы расширение и диверсификация филиальной сети банков, упрощенное открытие дополнительных офисов, повышение роли мелких и средних банков.

Чрезвычайно перспективными и динамично растущими являются высокотехнологичные технологии предоставления финансовых услуг посредством сотовых телефонов, Интернета, дистанционного банковского обслуживания (мобильного и домашнего банкинга) и других каналов. Для их активизации необходимо развитие нормативной базы и инфраструктуры, особенно в районах с низкой доступностью офф-лайновых финансовых услуг.

На финансовом рынке должна поощряться конкуренция между различными финансовыми посредниками. Обсуждается проект создания Почтового банка на базе Связь-банка с участием "Почты России". По масштабу сети банк способен составить конкуренцию Сберегательному банку РФ, поскольку "Почта России" обладает обширной инфраструктурой – более чем 40 тыс. отделений.

Необходимо поощрять развитие нового конкурентного сегмента финансового рынка – микрофинансирования и микрокредитования. Микрофинансовые организации (МФО) предоставляют розничные финансовые услуги на небольшие суммы для клиентов с низким уровнем дохода или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам, включая малый и микробизнес. В мире сложилось понимание базового набора продуктов микрофинансирования – кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи (LISTaCleasing, insurance, savings, transfers and crediting). Развиваются также альтернативные сегменты финансовых посредников на интернет-платформах – peer-to-peer, P2P, или онлайн-рынок персональных кредитов. В России же микрофинансирование в настоящее время ограничивается практически только микрокредитованием.

Специфика этого сегмента финансового рынка отражена в Федеральном законе РФ от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (ред. от 23 июля 2013 г.).

К концу 2013 г. в стране функционировало 4100 МФО, включая учреждения, основанные на принципе членства (например, кредитные кооперативы), специализированные микрофинансовые организации по типу НПО, государственные фонды и коммерческие небанковские компании. МФО обслуживают 1,28 млн клиентов. Пока сегмент невелик: объем рынка составляет менее 1% суммы банковских кредитов, выданных населению.

По оценке Всемирного банка, предложение на рынке микрофинансирования лишь на 10% удовлетворяет спрос. Однако микрофинансирование имеет хороший потенциал. Потенциальный сегмент клиентов рынка – 10–12 млн чел. и около 2 млн заемщиков-предпринимателей. Ведь МФО заполняют сегмент, которому банки уделяют недостаточно внимания. По расчетам Российского микрофинансового центра, объем рынка к 2017 г. вырастет до 170 млрд руб. Рынок вырастет за счет развития регулируемых МФО и кредитных потребительских кооперативов, а доля нерегулируемого рынка снизится до 10–15% (по сравнению с 50% в настоящее время).

С учетом рисков, связанных с высокой стоимостью займов, необходимы систематический мониторинг рисков в этом сегменте, ограничение процентных ставок МФО, кредитных кооперативов и ломбардов, а также введение требований по достаточности собственного капитала. В 2013 г. Федеральная антимонопольная служба подготовила правительственный законопроект в целях установления ориентира признания микроигрока доминирующим на региональном рынке; предполагается, что меткой будет объем выданных МФО займов в размере более 20% рынка.

В секторе микрофинансирования возникла довольно высокая внутренняя конкуренция; формируется также конкуренция между банками и МФО вследствие активизации экспресс-кредитования в банках на базе дистанционного обслуживания. Перспективы этого бизнеса при условии его эффективного регулирования и надзора значительны.