Персоналии

Барт Ролан (1915–1980) – французский философ, литературовед, культуролог. Один из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций, профессор Практической школы высших знаний, руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс. В работах 1950-х гг. выдвинул семиологический проект, в котором рассматривается язык не только как простое орудие содержания, а как структура, сама активно его производящая. В центре его внимания – проблема текста и письма как полноценных аналогов социальной революции.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) – русский филолог и культуролог, один из выдающихся мыслителей XX в. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1918), преподавал в г. Невеле и Витебске. После административной ссылки (1930) преподавал в Мордовии, руководил кафедрой в Саранском педуниверситете. автор эстетико-герменевтического подхода к явлениям культуры. Огромную роль отводил понятию текста как одного из фундаментальных в гуманитарном знании. Рассматривал такие понятия, как полифония, карнавальность, хронотоп, "большое" и "малое" время культуры и т.п. Особое место в концепции Бахтина принадлежит диалогу: он предполагал наличие в культуре ценностносмыслового ядра, вокруг которого располагается множество соприкасающихся с ним тональностей.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, публицист. В 1922 г. за антиреволюционную деятельность был выслан из России. Европейскую известность ему принесла работе "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (Берлин, 1924), в которой осмысливается трагический опыт русских революций и тенденций европейского развития. Одна из самых известных работ – "Самопознание. Опыт философской автобиографии" – увидела свет уже после смерти автора. Ключевое место в его произведениях занимали проблемы свободы и творчества, с которыми, по его мнению и связаны все остальные идеи и символы культуры.

Боас Франц (1858–1942) – антрополог немецкого происхождения, один из основателей культурной антропологии. Выступив против эволюционной теории, оказал особое влияние на внедрение этнографических методов, которые доминируют в современной антропологии. Подчеркивал относительность культур и важность их понимания в собственных условиях.

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, общественный деятель, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Московского университета в 1896 г., затем преподавал в качестве профессора политической экономии в Киевском и Московском университетах. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию "Философия хозяйства", а в 1918 г. принял сан священника. В 1922 г. выслан из Советской России, преподавал в Праге. С 1925 г. до конца жизни – профессор богословия и декан православного богословского института в Париже.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий экономист, историк и крупнейший социолог, чьи произведения считаются классикой. Учился в университетах Гейдельберга, Берлина и Геттингена. Преподавал в университетах Берлина, Фрейбурга и Гейдельберга, Вены, Мюнхена, явился одним из основателей Немецкого социологического общества. Один из основателей социологии религии. Его работа "Протестантская этика и дух капитализма" служит фундаментальным образцом подхода к анализу связи религии и типа хозяйственной культуры. Концепция "понимающей социологии" Вебера определила дальнейшее развитие социально-научного знания в XX в. Вебер полагал, что социология способна понимать и осмысливать социальное действие, находить его причины, для чего надо исследовать все многообразие идей, представлений, мировоззрений, т.е. исследовать культуру, поэтому его работы, методология, в частности теория идеальных типов, имеют для науки о культуре чрезвычайно важное значение.

Гадамер Ханс Георг (1900–2000) – немецкий социальный философ, основоположник феноменологической герменевтики. Обучался в г. Бреслау и Марбурге, учился у М. Хайдеггера, преподавал в университетах г. Марбурга, Киля, Лейпцига, читал лекции в США, руководил кафедрой философии Гейдельбергского университета, сменив

К. Ясперса. В его основной работе ("Истина и метод", 1960) показано, что научный способ познания и заложенный в нем метод не является универсальным. Можно выделить три основных вида опыта и соответственно три измерения, в которых разворачивается бытие человека: эстетическое, историческое и языковое. Эстетическое при этом не относится только к искусству, оно означает все восприятие действительности. Главное – понимать, а не только объяснять. Для понимания недостаточно перемещение интерпретатора в "горизонт" автора, необходимо "переплавление" их "горизонтов". Для этого надо войти в "герменевтический круг": к смыслу текста мы движемся благодаря пониманию отдельных его частей, но чтобы понимать отдельные части, уже надо обладать пониманием (предпониманием) целого.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, создатель учения, построенного на принципах "абсолютного идеализма", диалектики, системности, историзма. Учился в г. Штутгарте, затем в Тюбингенском теологическом институте. Преподавал в Йенском университете. Спасаясь от наполеоновского нашествия, переехал в г. Бамберг. С 1818 г. до конца жизни был профессором Берлинского университета. Основные труды – "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-1816) "Философия права" (1821). Основополагающие идеи: абсолютный идеализм, системность, научность, историзм, диалектика, теологический характер. "Абсолютный дух" живет в формах культуры: искусстве, религии, философии. Знаменитая формула Гегеля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". Этот двойной принцип означает: познавая законы правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том, что они претворяются и в наличной действительности. Идеи Гегеля оказали громадное влияние на последующее развитие философии.

Гидденс Энтони (род. 1938) – британский социолог, теоретик, работающий в русле структурационной теории. Профессор социологии в Кембридже, ныне директор Лондонской школы экономики. Критически рассматривает постмодернизм как теорию общества, анализирует последствия глобализации, сосредоточившись на риске, традиции, семье и демократии. Полагает, что позитивные эффекты глобального изменения заключаются в производстве материальных благ, более эгалитарных личных и семейных отношениях и возможности дальнейшей демократизации обществ. Вместе с тем глобальное космополитическое общество разрушает традиции, ослабляет нации-государства и порождает высокий уровень тревожности у людей, а новая глобальная экономика увековечивает экономическое неравенство. В культуре это может привести к культурному плюрализму, за счет, например, слияния музыкальных форм, вроде джаза или "всемирной музыки".

Гумбольдт Вильгельм (1767–1835) – немецкий эстетик, языковед, философ, государственный деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810), основоположник философии языка как самостоятельной дисциплины. Рассматривал культуру как целостное органическое единство, "дух" народов, действующих в истории. Вершина научной деятельности Гумбольдта – его работы о языке, который анализировался им в глубокой связи с философией культуры. Язык – не только готовый инструмент и нечто созданное, но и деятельность духа; это "непроизвольное средство" выражения и обретения истины – в самой структуре языка воплощено определенное мировоззрение.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) – историк культуры, этнограф. Сын поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Расстрел в 1921 г. отца и преследование властями матери отразились на жизни Гумилева: его четырежды арестовывали (1936-1956) и трижды давали тюремные сроки. После второго освобождения в 1943 г. отправился добровольцем на фронт и дошел до Берлина. Обучался в Ленинградском университете. Основная работа – "Этногенез и биосфера Земли" (1990). Главная идея – теория пассионарности (от пассио – страсть): динамика культурного развития проходит ряд закономерных фаз от пассионарного толчка до финальной фазы гомеостаза. Решающую роль в выборе возможных вариантов развития играет энергия, преломленная через психофизиологию личности, т.е. пассиопарность. Время существования культуры зависит от продолжительности пассионарного напряжения этноса – носителя этой культуры.

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский философ, публицист, естествоиспытатель, создатель теории культурно-исторических типов, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Его биография необычна. Он обучался в Царскосельском лицее, на физико-математическом факультете Петербургского университета. Арестовывался по делу Петрашевско- го, был сослан в ссылку. Участвовал в экспедициях по исследованию состояния рыболовства в Каспийском море, имел чин тайного советника и являлся членом совета министров государственных имуществ. В его известной работе "Россия и Европа" (1870) изложено учение о взаимоотношениях славянского и романо-германского миров, обоснована теория культурно-исторических типов. Данилевский насчитывал 13 таких типов. Каждый тип проходит фазы жизненного цикла от рождения до смерти. Историческую миссию России Данилевский видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.

Деррида Жак (1930–2004) – французский философ, родившийся в Алжире, постструктуралист. Его идеи оказали значительное влияние на исследования общества и культуры, особенно в сфере методологии языка. Для Дерриды знак и означаемое не имеют между собой устойчивой связи. Смысл никогда нс постигается полностью, скользя над бесконечной цепочкой значений, поэтому язык не может быть однозначным носителем истины.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) – французский философ и социолог, создатель французской социологической школы. Преподавал вначале в университете г. Бордо, затем в Сорбонне в Париже. Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи". Это означает установку на подход к анализу фактов через их внешним образом фиксируемые признаки, т.е. так же, как и фактов природного мира. В исследованиях культуры используется введенное им понятие "аномии", т.е. ценностнонормативного вакуума, который служит симптомом социокультурного кризиса.

Кассирер Эрнст (1874–1945) – немецкий философ, представитель неокантианства. Профессор философии в Берлине и Гамбурге, где был еще и ректором университета. В 1933 г. эмигрировал из Германии в Великобританию (Оксфорд), затем в Швецию, с 1941 г. работал в США (Йельский университет). Обладал энциклопедическими знаниями, проявляя культурологический взгляд на проблему познания, языка, политики и др. Его работа, имеющая огромное методологическое значение для культурологии, – "Философия символических форм" – посвящена языку, мифу, религии, научному познанию. По Кассиреру, функция символизации, означения представлена равным образом во всех формах духа: в словах и выражениях языка, в конструкциях мифического мышления, в притчах и аллегориях религии, в образах и метафорах искусства, в понятиях и формулах науки. В символической функции открывается сама сущность человеческого сознания, его способность существовать через синтез противоположностей.

Клакхон Клайд (1905–1960) – американский антрополог. Учился в Принстоне, в университете штата Висконсин, преподавал антропологию в Нью-Мексико, затем в Гарварде. Руководил крупным проектом, целью которого было описание культурных паттернов индейцев навахо. В рамках другого проекта провел сравнительное исследование ценностей в пяти культурах. Считал, что человеческое поведение во всех своих аспектах трансформировано культурой, и тем самым противостоял бихевиористским интерпретациям культурного поведения, не придающим значения субъективным аспектам человеческой деятельности. Важнейшими темами работ Клакхона были проблемы взаимоотношения культуры и личности, культурной стандартизации человеческого поведения и культурных ценностей. Наиболее известны его работы "Зеркало для человека", "Универсальные ценности и антропологический релятивизм" (1952), "Универсальные категории культуры" (1953).

Конт Огюст (1798–1857) – французский философ, введший термин "социология". Считал, что на смену спекулятивной философии приходит позитивная социология. Одним из первых позитивных социологических законов он полагал свой закон трех стадий, которые отождествлял с состоянием общества. Теологической стадии соответствует вера в божественное происхождение общественных институтов и основанное на этой вере согласие всех членов социума (в частности, европейское Средневековье). Метафизическая стадия связана с разрушением общественного согласия в результате борьбы принципов социального устройства. Восстановление согласия, по Конту, требует новых, позитивистских оснований, т.е. научно установленных фактов, таких же, как в естественных науках. Руководство обществом при этом перейдет к людям, владеющим этими законами, т.е. к социологам.

Конфуций (552/551–479 до н.э.) – первый китайский философ, личность которого исторически достоверна. Стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более грех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей, вне зависимости от рода обучаемого и предполагала минимальную плату – "связку сушеного мяса". В 50 лет попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своих идей, достиг поста первого советника, однако был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками тринадцать лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы провел на родине, развивая учение и преподавая. Особенность конфуцианства – нормативность, опирающаяся на исторические традиции.

Кун Томас Самюэль (1922–1996) – американский историк и философ. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности. Подчеркивал, что научный процесс осуществляется не в чистом мире идей и проблем, а в контексте всей социокультурной жизни общества, в которой научные коллективы составляют лишь небольшую часть. Отсюда, по Куну, социально-культурная обусловленность критериев рациональности.

Лакруа Жан (1900–1986) – французский философ, один из ведущих представителей французского персонализма. Рассматривал персонализм не как отдельное течение, а как фундаментальный проект подлинно философского анализа. Путь к построению подлинно современного учения о человеке он видел на пересечении персонализма, экзистенциализма и марксизма. Считал, что такое учение не должно ориентироваться на науку, идеологию и даже на философию, так как все они тяготеют к систематизации и схематизму, а персонализм – это некое вдохновение, его предмет – человечество в целом, "универсальное в человеке и человечестве".

Леви-Брюль Люсьен (1857–1939) – французский философ-позитивист, социолог и этнограф. Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого, профессор философии и социологии в Сорбонне, директор института этнологии при Сорбонне. Итогом его исследований явилась работа "Первобытное мышление" (1922), основная идея которой состоит в том, что мышление первобытного человека отлично от мышления человека цивилизованного, оно даже не предшествует ему, а подчинено иной логике, главным принципом которой выступает принцип идентичности. Первобытное мышление образовано коллективными представлениями, которые не носят чисто интеллектуального характера. Первобытный человек не способен к абстрагированию и обобщению, он не отделяет себя от природы, объясняет мир, исходя из мифологических представлений. В более поздних работах ("Первобытная мифология", 1935; "Мистический опыт и символы", 1938 и др.) различия между первобытным мышлением и логическим, современным смягчены: по Леви-Брюлю, структура человеческого разума повсюду одинакова.

Леви-Стросс Клод (1908–1990) – французский философ, социолог и этнограф. Внес огромный вклад в современную антропологию, разработав метод структуралистского анализа. Окончил Парижский университет, работал в качестве профессора в университетах г. Сан-Паоло (Бразилия), Нью-Йорка (США). В 1959 г. возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Широкую известность получил, опубликовав "Структурную антропологию" (1958) и "Первобытное мышление" (1962). Главное место в его творчестве занимают модели, универсальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в системах мифа и языка и лежат в основе повседневных действий и обычаев. Работы Леви-Стросса сыграли огромную роль в становлении социальной культурологии как научного знания.

Лиотар Жан-Франсуа (1924–1998) – французский философ, теоретик "нерепрезентативной эстетики". Преподавал философию в университетах Парижа. Наиболее известная работа – "Состояние постмодерна" (1979). Утверждал, что "событие" в принципе неопределимо и несхватываемо: любое изображение указывает на принципиально непредставимое. При этом в любом высказывании внутренне содержится событийность. Считал, что специфика нашего времени – в практике существования множества языков и "языковых игр". Власть манипулирует языком, осуществляя посредством риторики удержание выгодного для нее "баланса сил", захватывая позицию "центра" в коммуникативной среде и стремясь подчинить себе все дискурсивные практики.

Лосев Алексей Федорович (1893–1988) – русский философ, религиозный мыслитель. Окончил Московский университет по отделениям философии и классической филологии. В 1920-е гг. профессор Московской консерватории. В 1930 г. был арестован, осужден по делу "контрреволюционной организации", досрочно освобожден по инвалидности в 1933 г. и восстановлен в гражданских правах как ударник строительства Беломорканала. Возможность публикаций получил только после смерти Сталина в 1953 г. Преподавал в МГУ, МГПИ, других вузах страны. Такие формы постижения мира, как философская, мифолого-символическая и эстетическая, мыслятся им как нераздельные. На этой основе им созданы типологии различных форм искусства.

Малиновский Бронислав (1884–1942) – польский антрополог, функционалист. Изучал физику в Кракове, психологию и историческую политэкономию в Лейпцигском университете, затем обучался в Лондонской школе экономики. Работал в Лондонском, затем в Йельском университете. Наиболее значимые для культурологии труды – "Научная теория культуры" (1944), "Динамика культурного изменения" (1945), "Магия, наука и религия" (1948). В противовес эволюционистским и диффузионистским теориям культуры рассматривал ее как целостную, интегрированную, согласованную систему, все части которой тесно связаны друг с другом. Изучая культуру, антрополог должен стремиться ее понять, увидеть глазами человека, живущего в этой культуре. Полагал, что сравнительный анализ культур позволяет открыть универсальные культурные закономерности.

Манхейм Карл (1893–1947) – немецко-британский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Учился в университетах г. Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. Преподавал в Гейдельбергском, Франкфуртском университетах, в 1933 г. эмигрировал из Германии в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики, в Лондонском университете. Наиболее известные книги – "Идеология и утопия" (1929), "Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом" (1943). Утверждал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям производства. Стиль эпохи определяют различные доминанты, например религия в Средние века. Задача социального исследователя – соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. В связи с возрастанием концентрации власти в современном обществе повышаются требования к интеллектуалам и политической элите: они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять, а разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, – одна из основных задач современной социологии.

Маркс Карл (1818–1883) – немецкий философ, экономист и революционер. Получил образование в университетах г. Бонна и Берлина, где изучал философию и право. С 1849 г. обосновался в Лондоне, участвовал в учреждении Первого Интернационала. Оказал огромное влияние на социальные исследования и практическую политическую деятельность революционеров и политических активистов. Важным выводом из его исследований капиталистического способа производства является идея об отчуждении, т.е. оторванности людей, от своего мира, труда, продуктов, товарищей и от самих себя. Согласно Марксу в обществе первичны экономические отношения, они являются базисом, а все "неэкономическое" – политика, культура, наука, религия, духовная жизнь в целом – это надстройка. И хотя он признавал некоторую автономию институтов надстройки, главным для него были экономические отношения, так как именно они влияют на социальную структуру общества, формируя классы, т.е. его концепцию можно определить как экономический детерминизм. Его идеи стали главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. Несмотря на критику, марксистская традиция анализа основных механизмов капиталистического общества сохраняет влияние на социальную науку.

Маркузе Герберт (1898–1979) – влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Изучал философию в университетах г. Берлина и Фрейбурга. В 1933 г. эмигрировал в США, работал в Колумбийском университете. В самой знаменитой его работе ("Одномерный человек", 1964) анализируется состояние личности в индустриальной цивилизации. В 1968 г. его идеи "нерепрессивной цивилизации" и общечеловеческой эмансипации вдохновляли студенческих радикалов международного движения "новых левых".

Мень Александр Владимирович (1935–1990) – священник Русской православной церкви, историк религии, основатель Православного университета. Обладая энциклопедической образованностью, создал многотомную "Историю религии: В поисках пути, истины и жизни". В представлениях о. Меня религия и культура неразрывно связаны между собой. Он полагал, что отрыв культуры от Бога опасен, гак как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. В самой же культуре о. Мень видел огромные возможности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства.

Мердок Джордж Питер (1897–1985) – американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Получил образование в Йельском университете, с 1938 г. заведовал там кафедрой антропологии. Разрабатывал методологию исследования культурно-детерминированного поведения человека. В целях проведения кросскультурных исследований классифицировал огромный этнографический материал, который зафиксировал при помощи формализованной записи. На этой основе была создана Ареальная картотека человеческих отношений (Human Relations Area File). Инициировал создание группы межкультурных обзоров в Йеле, опубликовал эти данные в виде "этнографического атласа", содержащего набор табулограмм по более чем 600 культурам. Обосновал свою концепцию универсальной модели культуры.

Моль Абраам Антуан (р. 1930) – французский физик, философ, культуролог, автор большого числа работ в области эстетики, социологии, лингвистики, теории информации и др. Его книга "Социодинамика культуры" вышла в свет в 1967 г. во Франции, а затем была многократно переиздана и переведена па другие языки. Культуру Моль понимает как исключительно духовное производство, рассматривая ее в контексте процесса массовой коммуникации, поэтому она представлена как пространство сообщений. Это позволило ученому использовать количественные методы при анализе циклов культурного взаимодействия.

Морган Льюис Генри (1818–1881) – американский этнограф и социальный философ, исследовавший развитие первобытного общества. Изучая системы родства у индейских племен, пришел к выводу об универсальности родовой организации и едином пути развития человечества через ступени дикости и варварства к цивилизации.

Моррис Чарльз (1901–1979) – американский философ, преподавал в Чикагском университете. Основные сочинения – "Основы теории знаков" (1938), "Знаки, язык, поведение" (1946), "Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей" (1964). Утверждал, что знаковые системы выступают основанием любых цивилизаций людей. Актуализировал эвристический потенциал семиотики как специфической научной дисциплины.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) – испанский философ и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь – культурна. В сто взглядах сочетались идеи неокантианства, философии жизни и феноменологии. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству. Кризис европейской культуры в XX в. связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы – "Эссе на эстетические темы в форме предисловия" (1914), "Дегуманизация искусства" (1925), "Восстание масс" (1929–1930), "Искусство в настоящем и прошлом" и др.

Парето Вильфредо (1848–1923) – итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне, учитель Муссолини. Мыслил общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди – вожди, элита. Согласно Парето история – арена постоянной борьбы элит за власть. Сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, так как каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям управления обществом. Смена элит осуществляется с помощью насилия – Парето отрицательно относился к идеалам демократии.

Парсонс Толкотт (1902–1979) – американский социолог, выдающийся представитель функционализма. Главный его труд ("Структура социальной деятельности", 1937) содержит идеи обеспечения социального порядка. Эта концепция характеризует общество как внутренне взаимосвязанные и "самоподдерживающиеся" социальные системы, работающие во внешней окружающей среде. Его модели питали мысль огромного числа последователей: влияние Парсонса на социологию XX в. трудно переоценить.

Поппер Карл Раймунд (1902–1994) – философ и логик. Окончил Венский университет, где изучал математику, физику, историю музыки. Преподавал в Вене, в Повой Зеландии, с 1946 – профессор Лондонской школы экономики и политических наук. В одной из наиболее известных своих работ ("Логика и рост научного знания", 1963) он доказывает, что любое научное знание носит предположительный характер, подвержено ошибкам. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и их опровержений. Идеи Поппера носят внутренне противоречивый характер, что подвергается критике, и его имя остается в центре философских дискуссий.

Пригожин Илья Романович (1917–2003) – русско- бельгийский физик, профессор Брюссельского свободного университета, лауреат Нобелевской премии (1977), присужденной за работы по термодинамике неравновесных систем. Автор ряда оригинальных концепций философии науки, один из основателей синергетики. Синергетическая теория формирует качественно иную картину мира, главная ее суть заключается в необходимости диалога человека с природой.

Пуфендорф Самюэль (1632–1694) – немецкий юрист и философ, один из первых в Европе представителей "нового естественного права". Изучал право в Лейпцигском, философию и математику – в Йенском университете. Основное сочинение – "О праве по природе и рождении" (1672). Считал, что в естественном (догосударственном) состоянии люди не знали никакой борьбы "всех против всех". Увеличение численности населения и межгрупповые конфликты заставили людей перейти к государственному состоянию на началах договора. Отстаивал христианский характер теории общественного договора, решительно выступал против вмешательства церкви в дела государя, с одной стороны, а с другой – видел в веротерпимости важнейшую статью морального кодекса разумных правителей.

Риккерт Генрих (1863–1936) – немецкий философ, культурфилософ, профессор Гейдельбергского университета, один из основателей неокантианства. Методологически разработал проблему различения наук о природе и наук о культуре (духе), причем провел это различение по методу, а не по предмету. Главное различие состоит в том, что значение культурных процессов покоится именно на их своеобразии и особенности, а естественные науки рассматривают ту же действительность как "природу", выделяя общее, закономерное. Риккерт не отрицает того, что и в культуре есть элементы, составляющие ее естественно-научную сущность, т.е. то, что у нее есть общего с природой, но считает этот аспект несущественным для наук о культуре. Другая важная проблема, исследованная Риккертом, – это проблема ценностей, которые выступают главными критериями для исследования культуры.

Ротхакер Эрих (1888–1965) – немецкий философ и психолог, один из основоположников философской антропологии, профессор Гейдельбергского и Боннского университетов. Создал свой вариант "культурной антропологии": культуры, как и индивиды, представляют собой неповторимые исторические общности, обладающие собственным "окружающим миром" и "жизненным стилем". Определял человека как творца и носителя культуры, причем не "культуры вообще", а исторически возникшей индивидуальной тотальности, характеризуемой теми "ландшафтами", которые доступны только в конкретной культуре.

Рэдклифф-Браун Альфред Реджинальд (1881–1955) – английский этнограф, создатель социальной антропологии, один из основоположников структурно-функционального анализа. Полагал, что культура – один из аспектов социальной жизни, поэтому ее изучение составляет часть социальной антропологии. Все виды социальных феноменов – мораль, право, этикет, религия и т.п. – следует изучать в их отношении к социальной структуре, проявляющейся через социальные институты. А структуру необходимо изучать лишь в процессе ее функционирования, через наблюдение социальной активности ее участников.

Смит Адам (1723–1790) – английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда, преподавал в Глазго. Выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности разделять чувства других людей. Важное место отводил суду совести в нравственной жизни.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) – выдающийся русский и американский социальный мыслитель XX в., оказавший значительное влияние на современную социальную мысль. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики. Окончил Санкт- Петербургский университет, где позже руководил кафедрой социологии. Многократно арестовывался, в том числе за принадлежность к левой эсеровской организации. В период Февральской революции принимал активное участие в работе Государственной думы, Временного правительства, являлся личным секретарем А.Ф. Керенского. В это время им был написан ряд ярких социально-политических памфлетов, многие из которых актуальны и сегодня. В 1922 г. был выслан из Советской России. Работал в США, в Гарвардском университете возглавил социологический факультет. Исследование "Социальная и культурная динамика" – беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд. Оно было описано в самой известной книге ученого – "Кризис нашего времени" (1941).

Соссюр Фердинанд (1857–1913) – швейцарский теоретик, один из основателей современной структурной лингвистики и структурализма в целом. Его теория языка оказала значительное воздействие на гуманитарную мысль XX в. Он предвосхитил идею о необходимости разработки общей дисциплины – семиологии, объектом которой наряду с языком стали бы другие знаковые системы, функционирующие в обществе (от военных сигналов до ритуалов и мимики).

Стюард Джулиан Хейнс (1902–1972) – американский антрополог, этнолог. В историю науки вошел как теоретик, сформулировавший концепции многолинейной эволюции культуры, уровня социокультурной интеграции, культурного типа; автор экологического подхода в изучении конкретных культур. Выявил исторические типы связей, которые дают возможность классифицировать и сравнивать культуры.

Тайлор Эдуард Барнетт (1832–1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Вместе с Г. Спенсером явился основоположником эволюционистского направления в истории культуры и этнологии. Главные его работы – "Первобытная культура" (1871) и "Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология" (1881). Хранитель Этнографического музея при Оксфордском университете, первый профессор созданной в Оксфорде кафедры антропологии. Заслугой Тайлора явилась разработка метода типологического сравнения культуры. Именно с возникновением эволюционизма и разработкой соответствующего инструментария исследований культуры можно говорить о научных подходах к культуре, поэтому определение культуры Э. Тайлора считается классическим, и с него всегда начинается обзор современных представлений о культуре.

Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881 – 1955) – французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории ноосферы. Окончил иезуитский колледж, приняв монашеский обет, и стал членом ордена. В 1913 г. начал работать в Парижском институте палеонтологии человека. В 1920 г., защитив докторскую диссертацию, становится профессором кафедры геологии Парижского католического университета, затем уходит из него, в связи с несогласием с трактовкой некоторых догматов. Принимает участие в ряде экспедиций в Китай и Монголию, пишет множество работ в области палеонтологии. Сделавшая его знаменитым книга "Феномен человека" была написана во время Второй мировой войны. Она вышла посмертно, так как орден препятствовал ее изданию. Особенностью культурологических воззрений Тейяр де Шардена было сочетание божественной и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать свое предназначение, а для этого необходима концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по Шардену, является рефлексия.

Тиллих Пауль (1886–1965) – немецко-американский богослов, представитель неортодоксальной теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в университетах Берлина, Тюбингена, Галле. Был лютеранским пастором в Берлине, служил капелланом в армии во время Первой мировой войны, затем преподавал в университетах Германии. За выступления против нацизма был отстранен от должности профессора, эмигрировал в США, где работал в Гарвардском и Чикагском университетах. Ключевая идея его философии – диалог христианства с другими формами культуры, в котором церковь должна стремиться не к "реанимации собственных культурных рудиментов", а к открытию в разнообразных формах наличной культуры ее предельного смысла. Показывал глубинное единство сакрального и светского в культуре.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) – английский историк философии, дипломат, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. Преподавая в высшей школе и работая в министерстве иностранных дел, много путешествовал, занимался изучением первобытного общества. Главный труд его жизни – "Постижение истории" в 10 книгах, выходивших в 1934-1955 гг. Тойнби видел в многообразии локальных цивилизаций неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества. Это такие черты, как сознание, воля, способность к различению добра и зла, религиозность, которая задает общий смыслы бытия человечества. Ключевой идеей Тойнби стала концепция "вызовов – ответов": становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения; она проходит стадии генезиса, роста, надлома и падения. Критерием роста цивилизации выступает увеличение ее духовной независимости, а главной причиной надлома является преувеличение роли техники.

Тоффлер Олвин (р. 1928) – американский футуролог, журналист, один из наиболее известных теоретиков постиндустриального информационного общества (общества "третьей волны"). Реальности сегодняшнего дня рассматривает через призму будущего. Делит цивилизацию на три периода, или волны: аграрную, возникшую 10 тыс. лет тому назад в результате перехода к оседлому земледелию; индустриальную, продолжительностью около 300 лет; современную, начавшуюся в 1950-е гг. в США, а затем в странах Западной Европы и Японии в связи с развитием информационных технологий. Видит в обществе "третьей волны" второй великий поворот в истории человечества, сравнимый только с переходом от варварства к цивилизации. По Тоффлеру, в этот период происходит пересмотр кода цивилизации; знание становится определяющим фактором функционирования власти. Классы распадаются на более мелкие образования, идет "взрыв субкультур". Люди обостренно переживают чувство одиночества, исчезновение смысла из их жизни, возникновение новых сект и культов компенсируют эти утраты, что создает для них возможность требовать от своих членов почти полного подчинения. Рассматривает изменения как результат множества взаимосвязанных процессов и неравновесных состояний.

Трёльч Эрнст (1865–1923) – немецкий протестантский теолог, философ, социолог. Изучал теологию и философию в г. Эрлангене и Тюбингене, затем читал лекции в Геттингене, Гейдельберге, Берлине, занимал видный пост в министерстве культов Пруссии. Будучи теологом, не был человеком церковным, полагая, что религиозность образованного человека может существовать вне таких институциональных форм, как церковь. Для культурологии важными представляются его идеи социальной этики и разработанная типология социальных форм существования религии (церковь – секта – мистические группы).

Уайт Лесли Элвин (1900–1975) – американский антрополог, культуролог. Учился в Луизианском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах. Преподавал в университетах Буффало и др., возглавлял Американскую антропологическую ассоциацию. Основным его вкладом в развитие социального знания стало создание новой концепции понятия культуры; переосмысление концепции эволюции культуры и применение ее для анализа культуры человечества; обоснование науки о культуре – культурологии. Выделил класс явлений, названных символатами, к которому относил идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда и т.п. предложил определить контекст их изучения – соматический (связанный с организмом человека) или экстрасоматический. Первый контекст определяет поведение человека, его изучает психология; второй контекст составляет культуру, его изучает культурология.

Уайтхед Альфред Норт (1861 – 1947) – англо- американский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. Родился в семье англиканского священника, первую часть жизни преподавал математику, логику, физику. В 1924 г. был приглашен в Гарвардский университет (США) на должность профессора философии. Этическая цель философии Уайтхеда – образовательная: помочь людям обрести осмысленность и цельность жизни. В ряде работ он проводил мысль, что образовательный процесс должен состоять не в усвоении устоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение проблем, интенсификации воображения. Главный аспект образования заключен в его ценностной составляющей, и в этом смысле всякое образование религиозно.

Уильямс Раймонд (1922–1988) – британский теоретик- марксист, один из основоположников школы "культурных исследований". Получил образование в Кембридже, где потом преподавал. Основные сочинения – "Долгая революция" (1961), "Культура и общество" (1963), "Телевидение: технология и культурная форма" (1974). Вклад Уильямса в теорию культуры связан с попыткой "демократизации" самого понятия "культура": культура материальна и обыденна и представляет собой не только и не столько совокупность наивысших достижений человечества в области духовной культуры, сколько определенный "способ жизни" ("way of life").

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, занимался медицинской практикой. Согласно его учению причиной невротических синдромов являются вытесненные влечения раннего детства. Ему принадлежат работы по толкованию сновидений, психопатологии обыденной жизни, теории сексуальности и др. Для культурологии существенное значение имеет его концепция культуры, изложенная в работе "Неудовлетворенность культурой" (1930). В соответствии с этой концепцией культура служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Однако необходимость постоянно следовать нормам культуры приводит к неврозам. Культура требует ограничения агрессивных и либидозных влечений, вытеснения их в подсознание. Если человек обладает высокоразвитой способностью к "сублимации" (реализации энергии влечений в духовной деятельности) и "символизации", то его неудовлетворенные желания реализуются в деятельности. Своеобразную психотерапевтическую функцию выполняет художественная культура, как бы помещаясь в пограничную сферу между неврозом и здоровьем.

Фуко Мишель (1926–1984) – французский философ, историк культуры. Выпускник Высшей нормальной школы, в 1961 г. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. Для культурологии наибольшее значение имеют такие его работы, как "Слова и вещи: археология гуманитарных наук" (1966) и "Археология знания" (1969), в которых подчеркивается "знаковое" отношение между "словами" и "вещами". Современная культура, считает Фуко, формирует особое, взаимоисключающее отношение между "человеком" и "языком": "язык" вытесняет из картины мира образ "человека".

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ. Изучал теологию, философию, гуманитарные и естественные науки во Фрейбурге, затем занимал должности профессора в Марбурге и Фрейбурге, где в 1933 г. стал ректором. Это дало повод оккупационным властям наложить запрет на его преподавательскую деятельность, длившийся до 1951 г. Сам Хайдеггер объяснял, что в новой политической ситуации он надеялся на духовное обновление немецкого народа. Главная работа – "Бытие и время" (1927), в которой он осмысливает проблемы: истины как несокрытости; языка (прежде всего поэтического); события самого бытия.

Хейзинга Йохан (1872–1945) – нидерландский ученый, историк, теоретик культуры. Окончил Гронингенский университет, потом работал здесь, а также в Лейденском университете. В 1942 г. во время немецкой оккупации Голландии был арестован за антифашистские взгляды и помещен в концентрационный лагерь, затем отправлен в ссылку. Его работы отличает оригинальное и глубокое понимание культуры, которого он достиг благодаря морфологическому анализу. Главные работы – "Осень средневековья" (1919), где он провел блестящий анализ средневековой культуры, обратившись к социальной психологии и исследуя ментальные структуры, и "Homo Ludens" ("Человек играющий", 1938), где он показывает, что все важнейшие виды деятельности человеческого общества переплетаются с игрой – язык, миф, культ и др. Игру Хейзинга рассматривал как основу человеческого общежития в любую эпоху. Особый интерес ученого вызывали эпохи переломные, "зрелые и надламывающиеся", когда традиции сталкиваются с новациями. Многие труды Хейзинги содержат критику массовой культуры, в частности работа "В тени завтрашнего дня" (1935). Он показывал нравственную миссию гуманитарного знания, позволяющего расширить горизонт человека, преодолевать предрассудки и ограниченность своей культуры.

Холл Стюарт (р. 1932) – британский теоретик, представитель постнеклассической интеллектуальной традиции, специалист в области "культурных исследований". Обучался в Оксфорде. Был директором Центра культурных исследований в Бирмингемском университете (1964-1979), ныне профессор социологии в Открытом университете. Исследовал социальные и культурные процессы, связанные с феноменами глобализации и американизации, национальных, этнических и сексуальных меньшинств, массовой культуры и массовых коммуникаций, молодежной субкультуры и феномена идентичности. Подчеркивал, что культура – это то, что пронизывает насквозь все социальные практики, олицетворяет собой их коммуникативное ядро. Весь социум – искусство, торговля, политика, религия, семейные отношения и т.п. – объединены в некое целое благодаря наличию культурных связей.

Хомский (Чомский) Ноам (р. 1928) – американский лингвист и философ языка, основоположник "генеративной лингвистики", автор концепции "порождающей" грамматики. Профессор Массачусетского технического университета. Основные сочинения – "Разум и язык" (русское издание – 1972), "Знание и язык" (1986), "Язык и политика" (1988), "Язык и мысль" (1994) и др. Идея Хомского заключается в том, что грамматика конкретного языка должна быть дополнена универсальной грамматикой, фиксирующей творческий потенциал языка и его глубинную упорядоченность. "Порождающая" грамматика пытается точно определить, что говорящий действительно знает, а не то, что он может рассказать о своем знании, т.е. речь идет о реконструкции процессов моделирования языка.

Хюбнер Курт (р. 1921) – немецкий философ и методолог науки. Защитил диссертации в Кильском университете, преподавал в Техническом университете в Берлине, затем был директором кафедры философии в Кильском университете, президентом Философского общества Германии; член Международной академии философских наук (Брюссель), сонрезидент Центра но изучению немецкой философии и социологии (Москва). Основная сто работа – "Критика научного разума" (русское издание – 1994). В исследовании форм культуры (мифа, политического сознания, искусства, религии) исходит из того, что историческая философия науки перерастает свои дисциплинарные границы и становится общей культурно-исторической теорией познания.

Чижевский Александр Леонидович (1897–1964) – выдающийся русский ученый, биолог, поэт и художник, основоположник гелио- и космобиологии, установивший зависимость между циклами солнечной активности и многими явлениями в биосфере. Автор работ "Физические факторы исторического процесса" (1924), "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" (1930), "Структурный анализ движущейся крови" (1959), "Земное эхо солнечных бурь" (опубликована в 1974 г.) и др. Идеи Чижевского о зависимости всего живого, и прежде всего человека, от деятельности Солнца способствуют осознанию сопричастности человеческой культурной деятельности к космическим процессам, складыванию нового экологического мышления.

Шелер Макс (1874–1928) – немецкий философ, представитель феноменологии, один из основоположников современной философской антропологии. Центральной темой его работ выступает учение о ценностях. Критикуя этику Канта, полагал, что ценности представляют собой объективные феномены, которые даны человеку изначально. Сущность человека – не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее.

Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви. В основополагающей работе ("Положение человека в космосе", 1928) выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление; инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект, заключающийся в способности выбора и предвидения; дух, присущий только человеку.

Швейцер Альберт (1875–1965) – философ, теолог, музыкант, практикующий гуманист. Его биография необычна. Швейцер изучал теологию и философию в Страсбургском университете, учился в Сорбонне, Берлине. Изучал музыку, играл на фортепьяно и органе, также занимался созданием органов. В 1905 г. он принимает решение посвятить себя служению людям, с этой целью изучает медицину, защищает докторскую диссертацию на тему "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", затем уезжает в Африку, в местечко Ламбарен, которое и прославилось благодаря его милосердной деятельности в качестве директора и врача своей больницы. Периодически выезжает в Европу, выступает с публичными лекциями, органными концертами, собирая деньги для больницы. Включается в борьбу за мир, выступая за запрещение ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). Основным произведение Швейцера является капитальное исследование "Философия культуры" (1923), главная идея которого состоит в благоговении перед жизнью, благодаря которому человеческая мысль становится изначально этически ориентированной. Согласно Швейцеру, зло не может быть уничтожено, но его можно минимизировать, что требует напряженной ответственности.

Шиллер Фридрих (1759–1805) – немецкий поэт, философ и историк. Мыслил в традициях просветительского морализма, противопоставляя дух и тело, идеальное и действительное, форму и материю. Итогом этих противоположно направленных устремлений выступает влечение к игре, которая как бы освобождает человека физически и морально. Игра, по Шиллеру, – это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка ("эстетическую реальность") и самого себя как всестороннюю гармоническую личность.

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ, теоретик культуры, представитель "философии жизни". Изучат естественные науки и математику в Мюнхене, Берлине и Галле, преподавал в Гамбурге. Его концепция культуры, изложенная в произведении "Причинность и судьба. Закат Европы" (1918-1922), оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль XX в. Культура у Шпенглера – это сложившаяся в веках историко- культурная целостность, внутреннее единство мышления, запечатлевшееся в формах экономической, политической, духовной, религиозной, повседневной, хозяйственной жизни. Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели "культурного организма" и перехода культуры в цивилизацию. Такой переход обусловлен конфликтом убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, что и становится трагическим для культуры. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, "магическую" (арабо-византийскую), "аполлоновскую" (греко-римскую), "фаустовскую" (западноевропейскую) и культуру майя. Эти культуры завершенные, полностью исчерпавшие свои возможности. Их существование в разные времена на отдаленных территориях планеты свидетельствует не о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной. Будущее, по Шпенглеру, за молодой "русско-сибирской" культурой.

Шюц Альфред (1899–1959) – австро-американский философ и социолог. Первую половину жизни провел в Вене, служил в банке, а в свободное время занимался философией. В 1937 г. эмигрировал в США, где стал профессором социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Его идеи легли в основу таких направлений, как феноменологическая социология и социология повседневности (обыденной жизни). Попытался дать философское обоснование социальных наук на основе феноменологии, в частности понятия "жизненный мир". Этот мир конкретизировался в его учении о конечных областях значений – специфических, относительно обособленных сфер человеческого опыта – повседневность, религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и т.п. По Шюцу, переход из одной сферы в другую требует определенного усилия и предполагает своего рода смысловой скачок, т.е. переориентацию восприятия на иную реальность. Например, переход от религиозного опыта к повседневности требует определенной душевной перестройки. Шюц обосновал понятие "когнитивного стиля": так, когнитивный стиль повседневности определяется трудовой деятельностью, и время в нем переживается как необратимое, а научное теоретизирование, наоборот, определяется созерцательной установкой, оно переживается как вневременное. Повседневность – это "верховная реальность", как наиболее полная форма человеческого восприятия мира.

Элиот Томас Стерн (1888–1965) – американский поэт, драматург, философ, публицист. Лауреат Нобелевской премии (1948). Почетный доктор Оксфордского, Кембриджского, Римского университетов. Президент Лондонской библиотеки (1952-1965). Учился в Гарварде, слушал лекции Бергсона в Сорбонне, преподавал в Гарварде. В работах "Заметки к определению понятия "культура"" (1948) и "Задачи образования" (1950) рассматривал понятие культуры в трех планах: как уровень развития человека, социальной группы и общества в целом, считая основополагающей роль общества. Верил в то, что спасение человека – в сохранении традиции, прежде всего духовной, религиозной.

Ясперс Карл (1883–1969) – немецкий философ, ведущий представитель экзистенциализма. Учился в Ольденбургском, Мюнхенском университетах, специализировался по психологии в Гейдельберге, с 1913 г. – доктор медицины, с 1916 – профессор психологии. В 1921 г. занял кафедру в Гейдельбергском университете, в 1948 г. перешел в Базельский университет. В годы нацизма его книги воспринимались как напоминание о попранных гуманистических ценностях.

Центральная идея философии Ясперса состоит в наличии связи времен, которая обеспечивается "осевым временем", выявившим универсальный смысл истории. Он усматривает это время в эпохе между 800 и 200 гг. до н.э., когда одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зароастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Это движение создало идею личностной, экзистенциальной ответственности перед лицом анонимного бытия, послужило общим истоком для культур Запада и Востока, в силу чего противоположность между этими культурами оказывается заранее лишенной абсолютного характера. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ситуации XX в. на грани гибели, мы должны, считает Ясперс, обновлять свою связь с "осевым временем", осуществляя поиск новых "шифров" для понимания этой сущности.