Период новорожденности

Как ранее отмечалось, Л. С. Выготский исходил из понимания развития как поэтапного процесса. Он выделял периоды постепенного изменения и периоды быстрого, критического развития. Появление ребенка на свет выступает как процесс быстрых, т.е. критических изменений, обусловленных переходом от внутриутробной к внеутробной жизни. Этот переходный период был назван периодом новорожденности. Все поведенческие проявления подчеркивают именно переходный характер детской жизни сразу после рождения. Действительно, если внутриутробное питание носило характер паразитического питания за счет материнского организма, то внешнее питание должно характеризоваться употреблением каких-либо продуктов, доставляемых из внешней среды. Ребенок же питается материнским молоком, т.е. сохраняет биологическую зависимость от матери. Особенность этого питания состоит в том, что, находясь вне матери, ребенок не обращается к продуктам внешнего мира, а продолжает питаться за счет того организма, внутри которого он развивался, но уже не внутренним (паразитическим) способом, а внешним. Промежуточный характер питания этого вида определяется тем, что, с одной стороны, ребенок находится вне организма, а с другой – продолжает питаться за счет организма. Сон новорожденного также является чем-то промежуточным между бодрствованием и сном взрослого человека: ребенок и не бодрствует, и не спит, он как бы дремлет. Проявляется эта особенность, например, в процессе кормления: младенец может сосать материнскую грудь, не открывая глаз. Его сон еще не отдифференцирован от бодрствования. Со временем дремотное состояние начинает прерываться периодами бодрствования и периодами сна. Таким образом, развитие процессов активности при переходе от внутриутробного к внеутробному состоянию характеризуется следующей направленностью: сон во внутриутробном состоянии – дремота в период новорожденности – выделение фазы сна и активного бодрствования в последующем развитии. Двигательная активность новорожденного также носит переходный характер: хотя он и может совершать ряд движений рефлекторного характера, но передвигается в пространстве с помощью матери, что представляет собой промежуточный вариант между перемещением плода и самостоятельным движением более взрослых детей. Характеризуя период новорожденности, Л. С. Выготский отмечает, что он представляет собой разрыв со старым существованием и одновременно начало новой внеутробной жизни. Поскольку такой переход совершается быстро, есть основание рассматривать период новорожденности именно как критический.

Центральным новообразованием этого этапа выступает индивидуальная психическая жизнь ребенка. Л. С. Выготский подчеркивает в ней три момента. Во-первых, ребенок охвачен недифференцированными переживаниями, представляющими собой "сплав влечения, аффекта и ощущения". В этот момент поведение ребенка обусловлено преимущественно функционированием подкорковых структур, что, видимо, и определяет эффективность детской жизни на первом этапе возрастного развития. Вторая особенность психики новорожденного характеризуется тем, что он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальных и физических объектов. Проявляется данная особенность в том, что даже в более позднем возрасте ребенок может укусить свою ногу, взяв ее в рот, причинив себе боль, как если бы нога была посторонним объектом, не принадлежащим ребенку. Социальная жизнь ребенка в этот период отсутствует. В-третьих, восприятие мира детьми этого возраста представляет собой нерасчлененное впечатление о конкретной ситуации в целом. Как показывают наблюдения, даже более взрослые дети задолго до того, как начинают выделять отдельные свойства ситуации, реагируют на сложные комплексные воздействия: на интонацию голоса, на лицо матери. Такие впечатления аффективно окрашены. Ребенок переживает скорее состояния, чем какие-либо объективные содержания. Такая, как говорит Л. С. Выготский, инстинктивная жизнь, как и любое новообразование критического периода, не сохраняется в своей целостности, а, преобразуясь, включается в последующие психические структуры, подчиняясь им и теряя свою самостоятельность. Следует подчеркнуть, что хотя возникшая к концу периода новорожденности индивидуальная психическая жизнь но своим механизмам и является инстинктоподобной, но обращена она к взрослому, т.е. социальна по своей сути. Данное обстоятельство позволяет определить границы периода новорожденности. Они связаны с реагированием ребенка на взрослого. Такая реакция типична для младенцев третьего месяца жизни. Ребенок улыбается при виде взрослого, гулит, проявляет двигательную активность. Данная реакция, названная впоследствии комплексом оживления, характеризует переход к следующему этапу психического развития – младенчеству.