Период Чжаньго ("Борющихся царств")

К концу периода "Вёсен и осеней" из 200 царств сохранили самостоятельность менее тридцати. В их числе выделялись "семь сильнейших":

Вэй, Чжао, Хань и Ци – четыре крупнейших из числа "срединных царств";

– Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу периферийных.

Их борьба в V–III вв. до н.э. за доминирование в Поднебесной составила политическое ОГЛАВЛЕНИЕ эпохи Чжаньго ("Борющихся царств"), длившейся до 221 г. до н.э.

Войны между крупнейшими царствами не останавливают ход технического прогресса. Около 500 г. до н.э. ремесленники царства У (англ. Wu) – одного из вассальных царств Западного Чжоу в устье р. Янцзы – достигают температуру, необходимую для получения чугуна (1130°С). Технологии распространяются на север, и уже к 300-м гг. до н.э. в Китае выпускают широкий ассортимент изделий из железа различных видов обработки (чугун, кованое, закаленное).

В эпоху Чжаньго в трудах Конфуция (551–479 гг. до н.э.) и его последователей получает законченное оформление конфуцианство – одно из древнейших этико-политических философских учений, которое уже две с половиной тысячи лет является сильнейшим формообразующим началом в мировоззрении, этике и идеологии Китая и ряда других стран.

В приложении к экономике тезис Конфуция "Благородный муж думает только о долге, низкий человек думает только о выгоде" обычно рассматривается в контексте управления страной: "правитель не должен взимать с народа тяжелые налоги и обременять его поборами"; "правитель не должен “бороться с народом за выгоду”", "выгодой правителя является исполнение им своего долга" и т.п.

В этой постановке вопроса Конфуций опережает Аристотеля и Ксенофонта – эти философы, жившие позже его, сформировали свои взгляды на экономические аспекты управления и сам процесс общественного воспроизводства в системе, более низкой по уровню развития ремесла и товарно-денежных отношений, чем в Китае.

Античные философы относились к ремеслу с той или иной степенью презрения. Определяя стяжательство и жажду наживы как зло, они нс формулировали при этом рацональной альтернативы организации экономических процессов и управления ими.

Благодаря тому что в Китае получили раннее развитие ремесла, а денежные отношения достигли уровня государственных финансов, конфуцианцы смогли дать более глубокое философское понимание экономики, в которой обмен продуктами общественно-разделенного труда составляет рациональную основу воспроизводства благ и необходимое условие воспроизводства самого человека как носителя способности к тому или иному виду общественно полезной деятельности: "Есть дела для больших, а есть дела и для мелких людей, тем более когда все необходимое для одного человека изготовляют сотни ремесленников. Если непременно делать все самостоятельно, а затем пользоваться самому же всем сделанным, то это приведет Поднебесную к тому, что в ней все станут сновать по дорогам, не зная покоя и отдыха"[1].

В 260 г. до н.э. войска Цинь и Чжао сошлись в решающем бою под Чанпином. Он стал одним из крупнейших в мировой истории по числу участников и жертв. С обеих сторон в 46-дневной битве участвовало более 1,1 млн человек. Окружив армию Чжао, командующий Бай Ци предложил противнику сдаться. Вероломно нарушив обещание сохранить им жизнь, Бай Ци казнил более 400 тыс. воинов, заживо закопав их в землю. Последующее сопротивление со стороны остальных государств было подавлено. Покорение Северного Китая завершилось, и страна была объединена под властью Цинь.

Великая Китайская стена

В эпоху Борющихся царств страна покрылась сетью крепостных стен. С созданием империи все они, кроме тех, что отделяли Серединное государство на севере от кочевников, были снесены. При императоре Цинь Ши-хуанди (259–210 гг. до н.э.) отрезки северных оборонительных сооружений были соединены между собой, укреплены и достроены, составив единую Великую Китайскую степу. Расстояние между западной и восточной ее точками составило 2500 км.

Общая протяженность оборонительного комплекса вместе со всеми меридиональными ответвлениями составила, по последним измерениям, 8850 км. Из них 6259 км приходится собственно на стены, 359 км – на траншеи и 2232 км – на скалы, ущелья, реки и другие природные преграды. Ширина стены достигает 6 м, а высота – 12 м. На стене насчитывается около 25 тыс. башен, многие из которых были возведены при позднейших перестройках.

Многие отрезки главной стены были построены в IV в. до н.э., а некоторые фрагменты еще ранее, вплоть до VII в. до н.э. (эпоха Чуньцю). Незнание этих фактов приводит к чрезмерному завышению оценок трудозатрат на стадию строительства, предпринятую при Цинь Ши-хуанди. Считается, что к этим работам было привлечено не более одной пятой трудоспособного населения страны (включая рабов), или несколько сот тысяч человек.