Периодизация истории социологии

История социологии разделена на два сегмента – зарубежная и отечественная. Каждый сегмент поделен на исторические эпохи, периоды и этапы.

История зарубежной социологии разбита в книге на три этапа: донаучный, классический и современный.

Донаучный период развития социологии – самый значительный по времени: III тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. В нем выделены три этапа (Древний Восток, Античная Греция, Новое время) и наиболее выдающиеся персоналии (Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк).

Классический период развития мировой социологии начинается с появления термина "социология" в первой половине XIX в. и научного обоснования социологии (теории, методологии и методов), данное О. Контом. Всю историю социальной мысли, включая Античность и Просвещение, до О. Конта некоторые специалисты называют протосоциологической[1].

К классическому, или собственно научному, периоду относится деятельность О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса. Этот период заканчивается Первой мировой войной и Октябрьской революцией 1917 г.

Начало современного периода датируется автором 1920-ми гг., когда центр мировой социологии перемещается из Западной Европы в США, где социология приобретает новый импульс развития, новые школы и направления, новый стиль мышления и новые приемы эмпирического исследования. В России современный период знаменуется уходом дореволюционной социологии, высылкой за границу неугодной большевикам интеллигенции в 1922 г. и началом нового, марксистско-ленинского, этапа в становлении отечественной социологии.

В самостоятельную фазу современного этапа можно выделить самый конец XX и начало XXI в., который ознаменован следующими принципиальными событиями: 1) завершение перехода от индустриального к постиндустриальному обществу в экономике, от модернизма к постмодернизму в культуре; 2) перемещение центра тяжести мировой социологии из Западной Европы и США на периферию – в Китай, Индию, Бразилию и другие страны; 3) изменение, иногда радикальное, стиля и метода теоретического мышления в социологии, возникновение кризиса науки и формирование постнеклассической науки не только в социологии, но также в обществознании и естествознании в целом. Этому посвящен в книге специальный параграф.

История социологии в России выделена автором в самостоятельный раздел.

Базовые единицы построения истории науки

Научная школа – группа социологов, придерживающихся определенных традиций в методологии проведения полевых исследований и способа теоретической интерпретации фактов.

Единодушие в профессиональных суждениях по поводу принципиальных вопросов (в деталях они могут расходиться) формирует партию в сфере политики и школу в сфере науки. Научная школа – разновидность парадигмы. Представителей одной научной школы характеризует:

1) консенсус, т.е. профессиональное единодушие, согласованность установок, общность оценок;

2) социтирование – взаимные ссылки друг на друга (на "своих" при этом ссылаются чаще, чем на "чужих") в статьях и монографиях;

3) кумулятивное развитие – накопление знаний всеми сторонниками одной школы по принципу пчелиного улья или "общего котла";

4) преемственность развития – наличие учителей и учеников, лидеров и ведомых, соединение в одно целое преподавания и исследования.

Каждая научная школа как организованная группа специалистов арендует или имеет постоянное помещение для проведения дискуссий, конференций, семинаров. Она выпускает коллективные монографии для демонстрации теоретической платформы и сообщения эмпирических данных.

Иногда на ее базе организуется какое-либо общество, союз или ассоциация.

Школы можно выделять по разным критериям:

1) по имени родоначальника или лидера (школа Дюркгейма во Франции);

2) национальному признаку (русская государственная школа: К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. И. Сергеевич, Π. Н. Милюков, А. Д. Градовский, II. И. Новгородцев; немецкая школа социальной политики, куда входил М. Вебер);

3) наименованию учреждения (Чикагская школа (Э. Берджес, Р. Парк, Л. Вирт), Гарвардская школа (Т. Парсонс, Р. Мертон), Бирмингемская школа культурных исследований, сформированная Р. Хоггартом, С. Халлом, Р. Уильямсом, Е. Томпсоном);

4) названию города (франкфуртская школа, представленная Т. Адорно, Э. Фроммом, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом, баденская школа в неокантианстве, лидерами которой являлись Г. Риккерт и В. Виндельбанд);

5) тематическому признаку (культурно-историческая школа, представители которой рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров – культурных кругов: Ф. Боас, К. Уисслер, Крёбер, Р. Лоуи, Ф. Ратцель, Ф. Гребнср, Л. Фробениус, субъективная школа в русской социологии XIX в., представленная П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским) и др.

Научиться видеть мир социологически, а не экономически или политически, это еще полдела. Внутри социологии как особого взгляда на мир выделяют несколько теоретических перспектив, с позиции которых совершенно по-разному интерпретируют одни и те же эмпирические факты. Перспективы называют еще парадигмами – оба слова в данном случае эквивалентны. Но если два понятия не отождествлять, то различить их можно так.

Социологическая парадигма (направление) – одно из ключевых понятий, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Социологическая перспектива – определенная картина мира, созданная группой социологов благодаря тому, что они отлично от других, под особым углом, видят общество и взаимодействие индивидов.

Научная школа

Социологическая перспектива

Согласно мнению выдающегося американского социолога Питера Бергера[2], социология – это не только научная дисциплина. Она представляет также особую форму нашего сознания. Именно таковы главные социологические перспективы (парадигмы) – позитивизм, марксизм, структурный функционализм, символический интеракционизм, драматургическая социология. Они суть особый способ видения общества, а не техническое понятие. В своих лекциях зарубежные профессора (такова традиция обучения социологии в США и Западной Европе) на протяжении всего курса учат студентов, что социологи вовсе необязательно "смотрят на объект так, как не смотрит никто другой", т.е. особым образом. Не это главное, полагают они. Социологи "смотрят на один и гот же объект с разных точек зрения"[3].

История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли две социологические перспективы – сциентистская, ориентирующаяся на науку, и гуманистическая, ориентирующаяся на человека. В каждую входят разные парадигмы (направления) социологии.

Они представляют собой разные точки зрения на роль человека и общества, которые можно уподобить прямой и обратной перспективе (рис. 1.1).