Рим периода империи

Формирование государственного строя Римской империи имело ряд особенностей, главной из которых было сохранение в первые века империи республиканских институтов. Это было обусловлено тем, что основные процессы и изменения императорского Рима зародились еще в республиканский период. Традиционные республиканские представления, господствовавшие почти половину тысячелетия, невозможно сразу преодолеть. Республиканские одежды первое время маскировали действительную власть главы государства. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом. До середины III в. императоры получали его как почетный военный титул по нескольку раз (например, Октавиан – 21 раз; последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления шесть раз). Только со временем глава государства стал именоваться императором. Однако и после этого императоры продолжали по нескольку раз получать власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа: принципат (I в. до н.э. – III в.) и доминат (III–V вв.).

Принципат

В 27 г. до н.э. Октавиан объявил, что слагает с себя чрезвычайные полномочия и возвращает власть сенату и народу. Он постоянно подчеркивал, что от остальных магистратов отличается только своим авторитетом, что он только первый в списке сенаторов – принцепс. На деле же Октавиан сохранил всю полноту власти: пожизненно носил титул императора, ежегодно получал власть трибуна – "защитника народа", выдвигал кандидатов в магистраты (сам он неоднократно был консулом), распоряжался казной, решал вопросы войны и мира, вел переговоры с иноземными царями и народами.

Сенат присвоил Октавиану титул Августа – "возвеличенного божеством", что придавало его власти сакральный характер, а поскольку еще во время триумвирата была официально признана божественность Цезаря, Август являлся еще и "сыном бога". В восточных провинциях Август сразу же, по примеру эллинистических царей, был обожествлен. К концу правления как в италийских, так и в некоторых провинциальных городах, появились посвященные Августу алтари, коллегии, обслуживавшие его культ. Клятва Гением Августа (Гений был божественной силой – носительницей всех способностей человека, его душой) считалась самой священной наряду с клятвой Юпитером. После смерти триумвира Лепида, бывшего великим понтификом, эта должность тоже отошла к Августу. Таким образом, Август и его преемники соединяли в своих руках всю полноту военной, гражданской и религиозной власти.

Август и его сторонники провозгласили восстановление республики. Для римлян республика могла сочетаться с любой формой правления, лишь бы она была законной и служила "общей пользе". Утверждение Августа понималось как отмена чрезвычайных полномочий триумвиров и восстановление свободы и традиционного строя. Формально народ остался суверенным, но все, чем когда-то граждане были обязаны гражданской общине, теперь они получали благодаря принцепсу. Сенат, пополненный приближенными Августа и ему подчиненный, внешне пользовался уважением как верховный орган управления, а сенаторы (для них был установлен ценз в 1 млн сестерциев) оставались первым привилегированным сословием государства: из их числа назначались высший командный состав армии, наместники провинций, префекты Рима. Всадники (их ценз определялся в 400 тыс. сестерциев) привлекались к разным вновь созданным должностям, к командованию воинскими частями, из них же назначался префект Египта – личного домена императора. Внешне казалось, что осуществлена программа Цицерона – сплочение всех сословий, всех "лучших" на общую пользу.

Август был прирожденным государственным деятелем, мастером социальной демагогии. Он сумел использовать власть для решения важнейших вопросов, в частности для создания государственного аппарата, не оскорбляя римских традиций и всячески подчеркивая свою скромность и умеренность, преданность старине, "нравам предков", древним культам (он восстанавливал старые храмы, забытые культовые коллегии и жреческие должности). Из лучших солдат, уроженцев Италии, Август организовал иод командой префекта из всадников девять преторианских когорт гвардии, размешавшихся частично в Риме, частично по Италии. Главной их задачей была охрана порядка. Преторианцы служили всего 16, а не 20 лет, как легионеры, часто повышались в чине, становясь центурионами легионов. Все это обеспечивало их преданность императору.

Также были образованы три городские когорты, которые несли полицейскую службу и подчинялись лично префекту Рима. Они должны были "обуздывать рабов и чернь" и наблюдать за порядком. Армия была сокращена до 25 легионов, набиравшихся из римских граждан. Легионам были приданы пешие когорты и конные алы, которые набирались из провинциалов. Все эти части были размещены на границах государства или в провинциях, где могло возникнуть какое-либо недовольство. Командиры легионов, бывшие одновременно и наместниками провинций, подчинялись непосредственно Августу.

"Мирные" провинции, в которых не стояло войско, находились в ведении сената, хотя Август контролировал и их. Солдаты могли теперь дослужиться до поста центуриона, а особенно отличившиеся центурионы имели доступ в сословие всадников. После отставки солдаты получали земельные наделы.

Хотя народные собрания в Риме фактически утратили значение, а затем и вовсе перестали собираться, Август считал нужным склонить на свою сторону и плебс. Народ получат раздачи, для него устраивались зрелища (особенно торжественно были отпразднованы так называемые секулярные игры, которые отмечались раз в 100 лет), в пользу плебса издавались также некоторые законы. Был восстановлен закон Петелия: неоплатный должник, отдав свое имущество кредитору, был свободен от кабалы, и все им впоследствии нажитое оставалось ему. Вновь разрешалось организовывать в Риме и других городах поквартальные коллегии культа Ларов из плебеев, отпущенников и рабов, с тем, однако, чтобы они также воздавали культ Гению Августа. Тем самым Август хотел обеспечить поддержку масс. Вместе с тем для создания любых коллегий требовалось специальное разрешение. Организация недозволенной коллегии приравнивалась к вооруженному захвату общественного здания. Чтобы пресечь проникновение в плебс "ненадежных" элементов, был нормирован отпуск рабов на волю.

Особое место занимали законы Августа о рабах. Согласно так называемому Силанианскому сенатус-консульту в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся с ним под одной кровлей или на расстоянии окрика и не пришедшие ему на помощь, подвергались пытке и казни. В то же время было введено ограничение злоупотреблений властью со стороны господ.

Государственное устройство и управление эпохи Принципата. Переход управления государством к принцепсу произошел на основе наделения последнего высшей властью (лат. imperium – власть), избрания на важнейшие должности, создания им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командования всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинали рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным стало положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

В нарушение республиканских традиций принцепсы одновременно избирались консулами, цензорами и народными трибунами. Так, Октавиан 13 раз избирался консулом, три раза цензором и 37 раз народным трибуном. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор – формировать сенат, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика – верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им иногда приходилось преодолевать оппозицию сената.

Формально власть принцепса не была наследственной. Он получал власть по решению сената и римского народа, но мог указать своего преемника, которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем, все чаще бывали случаи свержения принцепса и назначения нового в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии.

Существенно изменилась компетенция сената, постановления которого – сенатус-консульты – с I в. получают силу закона. Однако право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. последний практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же самое произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов, часть которых могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничивались права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями; полностью утрачивалась его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Республиканские магистратуры продолжали существовать и в период принципата, фактически все более отстраняясь от активного участия в управлении. Так, лишились военного командования консулы, которые теперь являлись только представителями сената и заведовали некоторыми специальными делами. Эдилы сохраняли только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы выступали в качестве органов казначейства. Параллельно был создан императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. Первоначально совет не имел юридического значения, но со времени правления императора Адриана он приобрел статус государственного учреждения. В совет (consilium principis) включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Должности чиновников стали получать вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Создаваемый чиновничий аппарат еще не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным, но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.

Изменилось и управление провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении – сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну прии- цепса – фиск (fiscus). Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, которые к III в. стали императорскими.

Армия

Право командования и возможность содержания армии за счет не только государственной, по и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превратилась во влиятельную политическую силу, от которой порой зависела и судьба самого принцепса.

После перехода на профессиональную основу армия превратилась в корпоративную организацию. При Октавиане она была разделена на три части.

Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения, служили 16 лет и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры. После отставки они располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса.

Основную часть армии составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати.

Третью часть армии составляли вспомогательные войска, комплектовавшиеся из провинциалов, не имевших прав римских граждан. Их жалованье было в три раза меньше, чем у легионеров, срок службы 25 лет, дисциплина жестче и наказания суровее. Однако служба во вспомогательных войсках привлекала возможностью получить римское гражданство и скопить некоторые средства. После эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионами и вспомогательными частями исчезла, возрос корпоративный дух армии, что еще больше увеличило ее политическую роль.

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начал клониться к упадку, а во II–III вв. назревал его кризис. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов. К восставшим рабам присоединялись колоны и свободная беднота. Положение осложнялось освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начал переходить к оборонительным. Резко обострилась борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199–235 гг.) наступила полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших от полугода до, самое большее, пяти лет.