Лекция 14. ПЕРЕВОЗКИ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ

Перевозка в прямом смешанном сообщении – это такая урегулированная транспортным законодательством перевозка, которая осуществляется различными видами транспорта по единому транспортному документу на весь путь следования. Данное определение базируется на положениях ст. 788 ГК, п. 1 ст. 104 КВВТ и ст. 65 УЖТ. В них содержатся указания на основные специфические черты, присущие этому виду перевозок.

Одна из существенных особенностей указанной перевозки заключается в более сложном процессе ее организации и выполнения по сравнению с обычными перевозками, что обусловлено участием в ней не одного вида транспорта, а также в таком присущем ей элементе, как перевалка груза. Это сказывается на характере возникающих правоотношений, их содержании, субъектном составе, и отражается на регулировании ответственности участников перевозочного процесса.

Именно с учетом указанных принципиальных характеристик перевозки в прямом смешанном сообщении требуется детальное и единообразное ее регулирование на уровне специального закона и подзаконного нормативного правового акта в виде правил перевозок в прямом смешанном сообщении.

Поэтому ГК закрепляет положения о регулировании указанных перевозок законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788).

Существующие в транспортных законах главы (гл. V УЖТ и гл. XIV КВВТ), посвященные перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении, неоднозначно, а порой и противоречиво регулируют вопросы организации, порядка осуществления смешанных перевозок и ответственности их участников. К тому же в них обнаруживается дублирование ряда положений. Поэтому принятие специального закона, регулирующего перевозки в прямом смешанном сообщении, позволит устранить указанные недостатки транспортного законодательства[1].

Однако перспективы принятия закона, устанавливающего порядок осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении, весьма неопределенны, хотя часть вторая ГК, указывающая на их регулирование законом, действует уже более 15 лет. В литературе высказывались мнения о преждевременности принятия этого закона. Так, В. Якушев аргументирует его тем, что "новый закон введет принципиально новый вид договора перевозки грузов в России и неизбежно вступит в противоречие с уже существующим законодательством..."[2]

Высказывания В. Якушева априори и, по сути, бездоказательно ставят под сомнение качество и эффективность еще не принятого закона. К тому же можно ли всерьез рассматривать аргументацию автора, если для него в этой аргументации самым важным является то, что новый закон вступит в противоречие "с бесчисленным количеством подзаконных актов по перевозке грузов, большинство из которых уже и без того противоречит принципам и нормам нового гражданского законодательства"[3] (курсив наш – В. Г.). Оценивая ситуацию с состоянием работы над законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, следует отметить, что вопрос заключается не в том, что его принятие преждевременно, а в том, что принятие нового закона неоправданно затянуто.

Среди подзаконных нормативных правовых актов действуют в части, не противоречащей законодательству, Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956 (с изм. от 30.11.2000) (далее в данной главе – Правила перевозок в прямом смешанном сообщении). Кроме того, в некоторых правилах перевозок соответствующими видами транспорта имеются разделы, регулирующие смешанные перевозки.

Еще одна особенность перевозок в прямом смешанном сообщении состоит в том, что на отношения, возникающие из договора смешанной перевозки груза, накладываются отношения между соперевозчиками, обусловленные заключенным между ними узловым соглашением.

Необходимость такого договора вызвана тем обстоятельством, что перевозке в прямом смешанном сообщении присущ такой дополнительный этап перевозочного процесса, как перевалка груза с одного вида транспорта на другой. Для четкой организации этой операции транспортные организации, как правило, заключают между собой договор, именуемый узловым соглашением.

Закрепленные в ГК (ст. 799), а также транспортных законах (гл. XIV КВВТ, гл. V УЖТ) нормы регулируют в общем виде порядок работы перевалочного пункта, обязанности по перегрузке груза с одного вида транспорта на другой, сроки перегрузки, порядок оформления и передачи груза и др. Назначение соглашения свидетельствует о его неразрывной связи с договором смешанной перевозки груза.

Существенная особенность перевозки в прямом смешанном сообщении проявляется в ограничениях ее применения. Они зависят от разных факторов, в том числе от конкретного вида перевозимого груза. Так, запрещена перевозка грузов наливом в цистернах, а также древесины, следующей по водным путям в плотах (ст. 68 УЖТ). Также не принимаются к перевозке взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества[4]. Ограничена перевозка скоропортящихся и опасных грузов, грузов в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей.

Законодатель не устанавливает ответственность за нарушения перечисленных ограничений. Хотя на практике случаи нарушения указанных запретов и ограничений все же встречаются.

Другие существенные особенности перевозки в прямом смешанном сообщении касаются участвующих в ней лиц, порядка исчисления срока перевозки, расчетов за перевозку, оформления договора, вопросов ответственности. Они рассматриваются при характеристике договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении.