Перевозки по направлению "Восток – Запад"

Россия, являясь естественным транзитным мостом между Европой и Азией, играет большую роль в увеличении международных железнодорожных перевозок между этими континентами.

Основу существующих транзитных потоков, проходящих через территорию России, в сообщении стран Центральной Азии с Украиной, Белоруссией и Евросоюзом составляют перевозки грузов: продукции нефтяной отрасли, черных металлов, химикатов, уголя, руды, зерна.

Основой транзитных потоков в ближайшем будущем должна стать перевозка контейнерных грузов по ключевым международным транспортным коридорам, и в первую очередь по трансконтинентальному направлению "Восток – Запад", основу которого составляет Транссибирская магистраль. В проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД Транссибирская магистраль включена как приоритетный маршрут в сообщении между Европой и Азией.

Наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по коридору "Восток – Запад" являются страны Европы, Китай, Республика Корея, Япония. Плодотворным может стать сотрудничество с Казахстаном, что позволит привлечь грузопоток между западными регионами Китая и европейскими странами, используя ответвление коридора "Восток – Запад" через пограничные переходы Достык и Карталы.

Развитие внешнеэкономической стратегии компании

Укрепление евроазиатских связей во многом зависит от тесного взаимодействия различных видов транспорта, выстраивания мультимодальных логистических цепей.

В рамках внешнеэкономической стратегии компании предусматривается создание опорной сети терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах и промышленных районах страны, в первую очередь тяготеющих к участкам международных транспортных коридоров.

В соответствии с международными обязательствами Россия содействует выходу к морю странам, расположенным в центре евроазиатского континента. В частности, ОАО "РЖД" способствует созданию конкурентоспособных условий для использования балтийских и черноморских портов при перевозках внешнеторговых грузов из стран Центральной Азии.

Кроме того, ОАО "РЖД" проводит работу по эффективному выстраиванию взаимодействия с таможенными органами на базе единого электронного документооборота.

Для оперативного решения вопросов развития паромных перевозок Усть-Луга – Балтийск – порты Германии создан российско-германский Совет комбинированной железнодорожно-автомобильной паромной грузопассажирской линии "Усть-Луга – Балтийск – Зассниц".

После решения о вступлении России в ОТИФ[1] и присоединения к КОТИФ[2] на данном маршруте стало возможно осуществлять оформление перевозок грузов с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

Прорабатывается вопрос организации регулярного прямого железнодорожно-паромного сообщения между портами Кавказ и Самсун (Турция). В его создании принимает участие дочерняя компания ОАО "РЖД" Black Sea Ferries Ltd. – действующий перевозчик на направлении Кавказ – Поти, обеспечивающем транспортное сообщение с Республикой Армения.

С целью формирования единого транспортного пространства России в компании предлагается реализовать программу сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. В рамках этой программы до 2015 г. предусматривается, в частности, осуществить следующее: построить вторые пути протяженностью 2407,9 км, в том числе 1478,6 км – на основных направлениях; построить третьи и четвертые пути на основных направлениях протяженностью 348,5 км; развить железнодорожные подходы к морским портам и пограничным станциям; построить обходы Санкт-Петербургского, Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов.

Развитие железнодорожного и морского транспорта наряду с обеспечением перевозок массовых грузов, в том числе экспортных, будет ориентироваться на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и усиление взаимодействия в рамках обеспечения эффективных логистических цепочек товародвижения.

В настоящее время ОАО "РЖД" находится в стадии структурной реформы, которая затрагивает все уровни управления и все сферы ее деятельности: выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требований рынка транспортных услуг с одновременным обеспечением единства управления и безопасности функционирования ОАО "РЖД".

Стоит отметить, что в период кризиса ОАО "РЖД" как государственная компания выступила в несвойственной ей роли – одного из санаторов банка "КИТ Финанс". В результате ОАО "РЖД" сейчас принадлежит 45% акций банка, а подконтрольному ей ООО "ТрансФинКапитал" – 53,95%.

Инвестиционная стратегия ОАО "РЖД" направлена на комплексное развитие перевозок и обновление парка подвижного состава. К числу приоритетных направлений инвестиционной политики следует отнести развитие инфраструктуры в восточной части страны, а также на участках МТК, проходящих по территории России, что является необходимым условием функционирования ОАО "РЖД" в единой системе международного товарообмена. В региональной инвестиционной политике переход на договорные отношения с администрациями субъектов РФ, частными компаниями, предприятиями-поставщиками создает возможности для усиления инфраструктуры на наиболее напряженных участках сети, подходах к морским портам, новых месторождениях.

Концептуальной целью ОАО "РЖД" является обеспечение лидирующей позиции на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках при условии минимизации нагрузки на окружающую среду. Сеть железных дорог будет оставаться ключевым транспортным элементом национальной логистической инфраструктуры России. Кардинальным образом повысятся возможности по осуществлению интермодальных перевозок грузов и пассажиров, в том числе с использованием контейнеров различных типов для перевозок грузов разными видами транспорта. На железнодорожном транспорте будет создано единое информационное пространство, интегрированное с информационными системами других видов транспорта и промышленности, иностранных железных дорог.