Перестройка – реформы Горбачева

После избрания М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 г. за короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли всю страну, изменив всю совокупность утвердившихся после октября 1917 г. государственных и экономических структур.

Горбачевская перестройка началась с завоевания свободы слова. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оздоровление государственной идеологии, гласность помогла быстро освободить силы, направленные на либерализацию режима. По мере развития гласности, задуманной как средство борьбы с недостатками социализма без "подрыва его ценностей", управлять ею становилось все труднее, и наконец она подняла принципиальный вопрос о самой законности партийной власти, о природе сталинизма.

Осуждение сталинизма во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения командно-административной системы. Это породило поляризацию все более широких слоев общества на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг ускорения, на первый взгляд, выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Но очень скоро, в 1987 г., было решено сменить концепцию ускорения на концепцию перестройки. Стержнем экономической программы перестройки стала идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.

В этих условиях была проведена серия реформ, разработанных группой экономистов, социологов, политологов (Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, Ф. Бурлацкий). Предполагалось расширить самостоятельность предприятий, исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования; значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций; предусматривалось поощрение частной инициативы в тех сферах, где это считалось "социально-оправданным", например, в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуальнотрудовой деятельности, в сфере услуг.

Постепенное возрождение внутреннего частного сектора неизбежно влекло отказ от монополии внешней торговли и открытие советского рынка для иностранных инвестиций. Частный сектор, иностранные капиталовложения, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были, по замыслу теоретиков реформ, послужить стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий.

Новая концепция была сформулирована в Законе о государственном предприятии от 30 июня 1987 г., который расширял самостоятельность государственных предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования. Если до тех пор основным стержнем, вокруг которого разворачивалась вся деятельность предприятия, оставался план, то теперь оно получило свободу само планировать свою деятельность на контрактной основе с поставщиками и потребителями при ограниченном уровне централизованных инвестиций. Посредничество Госплана становилось лишним.

Выполнение этих положений должно было подкрепляться другими радикальными мерами: реформой ценообразования, материального снабжения и т.д. Но так как государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно оставляло за предприятиями весьма ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Государство также сохраняло за собой право определять номенклатуру выпускаемой продукции, устанавливать цены и ставки налогообложения. Центральные же ведомства продолжали "снимать сливки" с доходов предприятий, так как не хотели отказываться от своих прежних прерогатив.

Еще одним слабым звеном стала проблема поставок. Из-за отсутствия сложившейся системы оптовой торговли предприятия были ограничены в выборе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности, поскольку необходимое законодательство по этим вопросам также отсутствовало. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной, а сфера централизованного контроля расширилась.

Расширение государственного контроля за качеством продукции привело в свою очередь к фактическому сокращению заработков рабочих, так как большинство изделий не отвечало установленным "стандартам качества". Чтобы избежать банкротства, предприятия вынуждены были использовать государственные субсидии, оставаясь под жесткой опекой управленческих структур. Рабочие чувствовали, что, несмотря на обещание самоуправления, все решения по-прежнему навязывались бюрократией.

Наиболее сложной проблемой перехода к рыночной экономике оказалась проблема ценообразования. При установлении цен на основе себестоимости продукции пришлось бы увеличить розничные цены. Реформа ценообразования откладывалась до весны 1991 г. усилиями бюрократии, опасавшейся потерять доходы и привилегии, сложившиеся в целую систему, которая создавалась игрой на субсидиях, гарантированным сбытом, манипуляцией ценовыми отношениями, связанными со всеобщим дефицитом. Социальная же цена за последовательное освобождение цен и переход к рыночной экономике была очень высока.

Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная деятельность был легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Начали бурно развиваться кооперативный сектор и индивидуальная трудовая деятельность. Появление частного сектора сопровождалось установлением очень высоких цен, ориентированных отнюдь не на среднего – и чувствующего себя обманутым – потребителя. Возникший, как правило, без обращения к банковским кредитам, частный сектор стал "отмывать" капиталы теневой экономики.

Официально признанный в 1988 г. арендный договор предполагал аренду земли на длительный, до 50 лет, срок при условии полного распоряжения произведенной продукцией. Колхозам предоставлялось право определять площадь индивидуальных участков и поголовье скота в личном хозяйстве. Обе меры дали на практике символические результаты. Колхозы остались под опекой районных властей, продолжавших планировать их производство и поставки государству. Кроме того, крестьяне были лишены необходимой техники и всей экономической инфраструктуры, необходимой для придания продукции товарного вида и ее реализации. Те же, кто желал взять землю в аренду, наталкивались на сопротивление местных властей. Чаще всего предоставляемый срок аренды не превышал пять – десять лет, а договоры получали силу только для заключавших их лиц без права завещания и наследования.

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Между тем экономические реформы представляли смертельную угрозу для всех привилегий бюрократического аппарата. Новые предприниматели стремились получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки в условиях крайне нестабильной политической ситуации.

В конце 1989 – начале 1990 г. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, за исключением оборонной и тяжелой промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы – не ускорение, а переход к рыночной экономике, выбрана модель регулируемого рынка – сочетание плана и рынка, – закрепленная законодательно постановлением Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" в июне 1990 г. Это была программа "арендизации" экономики, автором которой был Л. И. Абалкин. Она сменила программу ускорения экономического роста А. Г. Аганбегяна.

В экономическом плане годы перестройки были весьма драматическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться, уровень жизни стремительно падал, с каждым днем подрывая у населения доверие к рассуждениям об экономической реформе. Начиная с 1988–1989 гг. стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на снабжении продовольствием. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув нулевого уровня в 1989 г. и отметив 10%-е сокращение в первом полугодии 1991 г. В декабре 1990 г. глава правительства Н. И. Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку.

Новый глава правительства В. С. Павлов решился в январе – апреле 1991 г. на непопулярные меры – обмен денег и повышение цен в 2–10 раз. К лету 1991 г. инфляция резко подскочила и достигла в конце года 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля: с 10 руб. за 1 долл. США в начале 1991 г. до 110–120 в конце года. "Павловское" повышение цен уже не могло спасти положение и привести к изменению экономической ситуации.

Начатые в процессе перестройки политические и законодательные преобразования сочетались с желанием М. С. Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и союз советских республик. Союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживается консервативной политической системой, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии.

Важным этапом политических преобразований стало принятие летом 1988 г. проекта конституционной реформы, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы – Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а затем и к учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В функции Съезда входило проведение конституционных, политических, экономических и социальных реформ, а также избрание наряду с Верховным Советом президента страны, наделенного полномочиями руководства внешней политикой и обороной, назначения премьер-министра.

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы – создание правового государства, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были укрепление президентской власти в СССР и переход к многопартийности. 15 марта 1990 г. М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный вскоре сначала в Совет Федерации, а потом в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в дальнейшем и ликвидацию советской власти.

Эти перемены сопровождались принятием законов, направленных на создание правового государства. Было признано, что советское право по существу служило не обществу, а государству. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания механизма правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В 1988–1990 гг. был принят ряд законов, в частности, о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации, о государственной безопасности, о прессе и средствах массовой информации, об общественных организациях, о въезде в СССР и выезде из СССР.

В период перестройки начинает меняться государственная политика в области духовной жизни. Правительственные и партийные органы стали отходить от административных методов руководства культурой. Важнейшим фактором роста активности общества стали дискуссии на страницах газет "Московские новости", "Литературная газета", журнала "Огонек" и др. На страницы "толстых" литературно-публицистических журналов "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Нева" возвращались творения писателей, поэтов, погибших после 1917 г. или покинувших Россию, – Н. С. Гумилева, И. А. Бунина, О. Э. Мандельштама, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского и многих других. Стали появляться первые негосударственные (кооперативные) издательства. Сфера культуры стала развиваться активнее, ярче и многообразнее. Ilo при этом процессы перестройки привели к серьезным потерям для науки, образования, а проникновение в литературу и искусство рыночных отношений не могло не привести затем к заметному снижению общего уровня художественных произведений.

В мае – июне 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов СССР, избран Верховный Совет СССР во главе с М. С. Горбачевым. В мае 1990 г. на Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов.

Начиная с 1990 г. переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовал выход Б. Н. Ельцина из партии на последнем, XXVIII съезде КПСС в июле 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР 1977 г., изъяв из нее положение о КПСС как о руководящей и направляющей силе советского общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. После "августовского путча" 1991 г., приостановки деятельности компартии СССР на территории России в ноябре 1991 г. политическая система была обречена.

Еще в годы перестройки начались процессы, которые вели к распаду СССР. Национальные конфликты, самым крупным из которых был вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу принадлежности Нагорного Карабаха, подрывали союзное государство. В этой ситуации М. С. Горбачев выступил с проектом нового варианта союзного договора, предлагавшим предоставить широкие полномочия республикам с сохранением сильной центральной союзной власти. По сути дела, предлагалось преобразовать союзное государство в конфедерацию республик во главе с Президентом СССР. Попыткой консервативных сил сорвать этот план и сохранить действительную власть за союзным центром и был "августовский путч" 1991 г.

После провала попытки установить чрезвычайное положение наступил последний этап распада СССР. 8 декабря 1991 г. встретившиеся в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР заключили так называемое "Беловежское соглашение" о роспуске СССР и создании СНГ (Содружества Независимых Государств). В конце декабря руководители 11 республик, встретившись в Алма-Ате, поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР официально объявил о сложении полномочий, а на следующий день Верховный Совет СССР признал роспуск СССР и принял решение о самоликвидации.

На внешнюю политику советского государства в годы перестройки оказала влияние концепция М. С. Горбачева, изложенная им в книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Активное участие в разработке концепции "нового политического мышления" приняли министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев. В основе концепции лежал отказ от тезиса о непримиримых противоречиях между двумя противоположными общественно-политическими системами – капиталистической и социалистической – и признание того, что современный мир – это единая, взаимосвязанная система.

В основу международных отношений предлагалось положить приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, что означало попытку реализации идей перестройки на международной арене. В 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и принял обязательства о гарантии прав человека и основных свобод и о приведении всех законов нашей страны в соответствие с международными правилами.

Во внешней политике СССР стал руководствоваться принципами деидеологизации в решении общеевропейских проблем. По итогам Берлинской декларации (1987) по инициативе советского руководства ОВД подлежала роспуску. В 40-ю годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки СССР наложил мораторий (запрет) на испытания ядерного оружия и предложил план поэтапного и полного ядерного разоружения (1987).

В 1985 г. были возобновлены и стали постоянными советско-американские встречи на высшем уровне. На основании Вашингтонского договора (1987) между СССР и США по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) начался процесс разоружения, и обеими сторонами были ликвидированы 4% мировых запасов ядерного оружия (1990). В Москве был подписан договор (1991) об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, а участие нашей страны в этой войне было признано советским руководством грубой политической ошибкой. В том же году начался вывод советских войск из Монголии, что способствовало нормализации отношений с Китаем.

В 1990 г. положено начало сокращению советских Вооруженных Сил и выводу советских частей из европейских и других социалистических стран. В то же время новый внешнеполитический курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран и привел к серии революций в странах Восточной Европы, в результате которых компартии были отстранены от власти. Этот процесс начался с Польши (1989), а в 1990 г. ГДР и ФРГ объединились. Пришедшие к власти демократические режимы в странах Восточной Европы взяли курс на сближение с НАТО. В 1991 г. был официально оформлен роспуск ОВД и СЭВ. Социалистическая система окончательно распалась.

Очевидно, что глобальные изменения внутри страны и на международной арене не могли не повлиять на катастрофическое ухудшение экономической ситуации в России, отгороженной прежде "железным занавесом" от мировой экономики. Западные державы стремились использовать распад СССР и социалистической системы в своих интересах, усиливая здесь свои экономические позиции. В 1991 г. страны "семерки" в составе США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии и Канады и Международный валютный фонд (МВФ) отказали России в финансовой помощи, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение. Их экономическим и политическим планам в большей степени соответствовало не строительство новой, процветающей России, а поддержка сепаратизма в бывших советских республиках.