Перестройка работы государственного аппарата в условиях военного времени

Набравший силу при полном попустительстве европейских демократий германский нацистский режим первым делом обрушился на Европу. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война, которая продолжалась ровно пять лет и закончилась 2 сентября 1945 г. подписанием Японией акта о безоговорочной капитуляции. Страны, которые не были союзниками Германии, за исключением Швейцарии и Великобритании, подверглись оккупации. 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война. Перефразируя слова Наполеона Бонапарта, сказанные после Бородинского сражения, можно сказать, что и в этой войне народ нашей страны "стяжал право быть непобедимым". Величие духа, патриотизм, энтузиазм и непреклонная воля к победе нашего народа, несмотря на грубые просчеты советского руководства, взяли верх над силой, поставившей на колени всю Европу. Россия, а именно она была ядром СССР, в очередной раз ценой огромных людских потерь спасла европейскую цивилизацию[1].

Катастрофическое положение, сложившееся в первые месяцы Великой Отечественной войны, поставило под угрозу дальнейшую судьбу Советского Союза. Это сделало необходимым осуществить перестройку на военный лад деятельности всего государственного механизма и, в первую очередь, государственного аппарата.

Потребовалось принятие срочных мер по эвакуации промышленных, прежде всего, оборонных предприятий в восточные регионы и немедленный их ввод в действие на новом месте. Нередко функционирование предприятий начиналось под открытым небом. Необходимо было наладить производство боевой техники и боеприпасов. Поскольку в руках противника оказались районы, в основном обеспечивающие страну сельскохозяйственной продукцией, острейшей проблемой стало обеспечение армии и населения продовольствием. Проводилась массовая эвакуация населения.

Трезво оценив сложившуюся ситуацию, руководство Великобритании и США пошли на создание вместе с СССР антигитлеровской коалиции. 12 июля 1941 г. СССР и Великобритания подписали соглашение об оказании взаимопомощи. Стороны обязывались не заключать в одностороннем порядке мира и перемирия с противником. В мае 1942 г. они договорились о сотрудничестве и взаимопомощи после войны. Аналогичная договоренность была достигнута с США, на основании которой нашей стране была оказана материальная помощь[2]. В 1942 г. была подписана Декларация объединенных наций, направленная против фашизма. Она объединяла 26 государств антигитлеровской коалиции, число которых к концу войны удвоилось.

Тяжелые последствия для страны имели репрессии против большой части высшего и среднего комсостава Вооруженных Сил. Расстрелянные маршалы, хотя и не имели достаточного общего и военного образования, но по крайней мере имели солидный опыт ведения военных действий. К счастью, выжившие талантливые полководцы — К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков, Ф. И. Толбухин и др. были либо накануне войны, либо после ее начала срочно возвращены в войска. Но основная масса высшего и среднего командного состава была уничтожена. Ошибки стратегического и тактического характера, опасения командиров принимать самостоятельные решения, недостаточная военная подготовка командного состава, социальная разобщенность общества в результате насильственной коллективизации и репрессий, — все это, несмотря на военно-техническое превосходство Красной Армии, привело к тому, что враг оказался на подступах к Москве.

Обстановка военного времени потребовала максимальной централизации власти. Она была сосредоточена в руках И. В. Сталина и действовала по принципу строгой вертикали. Сталин занимал посты: Генерального секретаря ЦК ВКП(б), Председателя СНК СССР, Председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО), наркома обороны, Верховного главнокомандующего и Председателя Ставки Верховного Главнокомандования. Все представительные органы утрачивали влияние. Верховный Совет за годы войны собирался всего три раза. Съезды партии также не проводились.

Конституцией не было предусмотрено создание чрезвычайных органов власти. Они были созданы по мере необходимости. Возглавляемый Сталиным ГКО фактически подменил все остальные органы, которые обязаны были реализовывать его предписания. Постановления ГКО имели силу законов и были общеобязательны. Были созданы различные структурные подразделения ГКО (специальные комиссии, комитеты, советы, институт уполномоченных ГКО), которые фактически решали весь комплекс вопросов оборонного характера.

Говоря об особенностях деятельности государственного аппарата в годы войны, следует отметить, что, несмотря на предельную концентрацию власти в центре, на местах люди получили возможность действовать самостоятельно и достаточно ответственно.

Местные советы действовали в тылу. В прифронтовых районах и местностях, объявленных на военном положении, власть находилась в руках военных. В прифронтовых городах создавались чрезвычайные органы власти — городские комитеты или штабы обороны, возглавляемые первым секретарем обкома или горкома партии. В их составе обязательно находились председатель областного или городского исполнительного комитета, военный комендант города, начальник управления НКВД. Местные советы тыловых регионов выполняли помимо своих прямо закрепленных Конституцией СССР обязанностей весь комплекс мероприятий по обеспечению введения в строй эвакуированных предприятий и обеспечения работой и жильем эвакуированного населения. Местные советы проводили мобилизацию населения на помощь колхозам и совхозам в проведении сельскохозяйственных работ. Этим занимались как сельские, так и городские советы.