Переход к современной социальной психологии

В середине XIX в. появились первые социально-психологические теории: "психология народов" (Германия), "психология масс" (Италия, Франция), "социальных инстинктов" (Англия, США).

Немецкий психолог В. Вундт (1832-1920) различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). Его сочинение в десяти томах "Психология народов" (1900-1920) – по существу первый труд, который положил начало такой науки как социальная психология. По мнению В. Вундта, высшие психические функции должны были изучаться с позиции "психологии народов". В данной теории (Г. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейнталь) нация (народ) рассматривалась как "сверхиндивидуальная целостность", оказывающая влияние на индивидуальное сознание личности. Основная задача социальной психологии – познать психологическую сущность "духа народа", который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, в искусстве и т.п.

Теория "психологии масс" (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон) рассматривает иррациональные стороны (примитивные инстинкты, импульсы) в поведении больших скоплений людей. Главное отличие психологии масс в том, что человек "толпы" теряет свою индивидуальность и легко поддается иррациональным действиям.

Теория "социальных инстинктов" (В. Мак-Дугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами (стремления, желания). По мнению авторов, происходящие мыслительные процессы в области сознания находятся в прямой зависимости от бессознательного (иррациональных и бессознательных влечений), которые выступают в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Данные теории послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и стали стимулом для разработки методологических и теоретических основ социальной психологии. Развитие социальной психологии в разных странах обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Современная социальная психология в Европе и Америке

В конце XIX в. термин "социальная психология" использовался при изучении социальной природы индивидуума. При этом обнаруживалось два полярных акцента: по мнению одних ученых (McDougll, 1908; Simmcl, 1908), социальная психология должна заниматься личностью и внутри-личностными процессами, другие считали, что необходимо сосредоточиться на социальном контексте (Linder, 1871; Lukes, 1973; Ross, 1908).

Для Г. Оллпорта (1897-1967), первого социального психолога-бихевиориста, социальная психология стала наукой, изучающей поведение индивида в тех областях, где это поведение стимулирует других людей или является реакцией на такое поведение.

Культурная среда США, поощряющая прагматизм и экспериментальный подход во всех жизненных направлениях, способствовала развитию социальной психологии как новой науки. Главным достижением в 30-40-х гг. XX в. стало изучение и в основном измерение установок с упором на концепции их изменения. Конечно, на социально-психологические исследования повлияли события первой и второй мировой войны, когда в ответ на агрессию и террор нацистов и фашистов социальные психологи свободных стран не только старались помочь своим народам выиграть войну, но и влияли на умы и настроение людей из демократических сообществ.

Одним из них был К. Левин (1890-1947), эмигрировавший из Берлина. Он применил свою "теорию ноля" в области исследования поведения групп: реакции взаимодействия отдельных людей. У Левина осталось много последователей и учеников. В последующие десятилетия после второй мировой войны в США, а затем и в Европе произошел переход от бихевиористского к когнитивному подходу.

В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), которая вскоре стала ядром научного общества социальных психологов Европы. Представители европейской социальной психологии (Г. Тэджфел, С. Московичи) отстаивали в большей мере позиции социологической социальной психологии. Достижением "европейской школы" социальной психологии стало то, что психологи стали чаще взаимодействовать (собрания EAESP), выходит журнал (Европейский журнал социальной психологии), появились первые европейские учебники по социальной психологии, созданные авторами из нескольких стран Европы и США (С. Московичи, 1973, 1984; Ф. Тэджфел, 1978). В начале третьего тысячелетия традиции международных изданий продолжили М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон и др. Социальная психология стала занимать одно из ведущих положений в изучении группы, окружающей среды, организации и т.п.