Переход от модели homo economicus к модели homo creator

В экономической науке длительное время господствовало понятие "человек экономический", т.е. человек, поведение которого рационально и характеризуется стремлением получить максимальную выгоду (homo economicus).

В конце XX в. наметился переход от модели, основанной на потребительском выборе (homo economicus), к модели творческого человека, который предполагает создание экономики, основанной на знаниях, формировании способности работника к генерации существенных новых форм в любом виде, которые должны быть легко распространяемы и широко используемы (homo creator).

Отвечая на социальный запрос практики, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом законе об образовании, государственных образовательных стандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации.

В основу новой образовательной парадигмы положен системнодеятельностный подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении при формировании ключевых компетенций[1].

Высокий уровень профессиональной компетентности работников – базовый элемент при формировании национальных образовательных стандартов.

Рефлексно-креативное образование предполагает:

• формирование компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: знать, уметь, владеть;

• развитие обучающегося как личности;

• формирование навыков критического мышления;

• развитие умения применять знания на практике, из множества решений выбрать нужное;

• обучение умению работать в команде (проекте), рефлексно видеть ситуацию, осуществлять групповую коммуникацию;

• обучение умению выделять "параметры порядка", т.е. главное (знания должны сжиматься);

• решать непарадигмальные задачи и др.

Непарадигмальные проблемы возникают тогда, когда их решение требует знаний, которых в настоящий момент нет, т.е. для решения подобных проблем необходимо создавать новые, неизвестные ранее знания. Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования.

В рамках международной программы качества образования была определена методология выявления и классификации компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Это следующие компетенции: инструментальные, межличностные, системные.

Инструментальные компетенции – способность к анализу и синтезу; к организации и планированию; базовые знания в различных областях; подготовка по основам профессиональных знаний, письменная и устная коммуникация; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем; принятие решений.

Межличностные компетенции – способность к критике и самокритике; умение работать в команде; навыки межличностных отношений; способность общаться со специалистами из других областей; способность работать в международной среде; приверженность этическим принципам.

Системные компетенции – способность применять знания, генерировать идеи (креативность), учиться адаптироваться к новым ситуациям; навыки лидерства; исследовательские навыки; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.

По мнению студентов, участвующих в обсуждении программы качества образования, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способность к организации и планированию деятельности; способность применять знания на практике, принимать решения, порождать новые идеи и их реализовывать (креативность); знание второго языка; лидерсто; способность адаптироваться к новым ситуациям; развитие навыков управления информацией.

Центральной задачей создания ключевых компетенций являются разработка новых оригинальных идей, получение доступа к новым знаниям, их интегрирование и применение к решаемым организацией проблемам. Поэтому на первый план выдвигается формирование работника творческого, креативного (homo creator), обладающего знаниями, умениями и навыками. Главным моментом, определяющим результативность креативной деятельности, является умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное.

Эти идеи нашли отражение в новом законе об образовании, федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной рамке квалификаций. Новое ОГЛАВЛЕНИЕ политики высшего профессионального образования нацеливает обучающихся также на овладение системой метапредметности.

Метапредметность означает выработку таких умений у студента, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится прежде всего к методологии науки, методам решения поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста, организации работы с информацией и др.

Традиционно формируемые уровни мышления включают:

репродуктивный уровень – решать поставленную задачу с использованием стандартных методов и по заранее разработанным, установленным и предписанным процедурам;

новационно-репродуктивный уровень – способность находить в рамках поставленных задач нестандартные методы их решения, выбирая наиболее эффективные процедуры.

Применяя предметные и метапредметные знания, студент получает полный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социально-экономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой.

Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.

Перспективы развития интеллектуальных ресурсов в России – это стратегическая задача формирования новой, наукоемкой системы хозяйствования, в которой главная роль отводится интеллектуально-креативной деятельности по производству инновационных продуктов.

Основой успеха современной экономики являются ее наукоемкость, принципиально новое ОГЛАВЛЕНИЕ и результат труда. В процессе хозяйственной деятельности наукоемкой организации научное знание предстает как непрерывный поток инноваций, а общей тенденцией в развитии науки является технологизация научного мышления, его инструментализация.

Научное знание обладает неисчерпаемыми возможностями для создания новых ценностей. Поэтому меняющаяся экономика выдвигает все более высокие требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций, науковооруженности их труда. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Это касается всех сторон инновационно-креативной деятельности: поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий и сетей, особой организации труда креативных личностей и т.д.

Цель любой образовательной программы – подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Цель эта не меняется, зато меняется ОГЛАВЛЕНИЕ этой деятельности, а значит, должна меняться и система подготовки к ней.

Таким образом, отличие компетентностного подхода от традиционного состоит в том, что образовательные программы и весь комплекс обучения проектируется исходя из того, каких результатов должны достичь обучаемые, какими ключевыми компетенциями они должны овладеть. При этом главная мера успеха обучения – это освоение компетенций, а не трудозатраты или затраты времени, или особенности организации учебного процесса.

Господствующая в настоящее время в образовании классическая (традиционная) парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, не отвечает требованиям системно-деятельностного, компетентностного подхода, поскольку те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса, устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше.

В новой парадигме ведущая роль в деятельности преподавателя отводится развитию у обучающегося ключевых компетенций, критического мышления, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания и форм учебного процесса, самоорганизации и самоконтроля, межличного общения, партнерства, сотрудничества и т.д.

Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы.

Отсюда следует, что в основу формирования нового типа работника должна быть положена способность к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т.п. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению, иначе говоря, необходимы не просто знающие специалисты, а владеющие определенными компетенциями. Поэтому бизнес чрезвычайно заинтересован в креативных работниках.

Это положение актуально не только для российских компаний. Так, например, американские работодатели не удовлетворены тем, что в США "...бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы... Компании заявляют, что им нужны работники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором... требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау..." (газета "Ведомости" от 10 апреля 2012 г.).

По мнению американского ученого Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения.