Переход на инновационный путь развития

Развитие мировой экономики в последние десятилетия свидетельствует о переходе на производство наукоемкой, инновационной продукции. При этом происходит концентрация объемов этой продукции и услуг в наиболее развитых странах мира.

В настоящее время 80% наукоемкой продукции и услуг создается в наиболее развитых странах большой семерки: до 36,0% приходится на США, 30% - на Японию, 17,0% - Германию. Доля России в этой продукции составляет от 0,3 до 0,5%, что значительно меньше, чем Южной Кореи, Малайзии и Мексики.

Инновационная деятельность ускоренно развивалась в рамках механизмов государственного стратегического регулирования развития наиболее приоритетных фундаментально-научных и технико-технологических направлений.

За последние десятилетия все высокоразвитые государства сформировали свои национальные инновационные системы как основу обеспечения национальной оборонной и экономической безопасности и конкурентоспособности на мировых рынках. Расходы на научные исследования в 2007 г. составили в США - 343,7 млрд долл., в Китае - 86,8 млрд, в Южной Корее - 35,9 млрд долл., в России - 23,5 млрд долл. По этому показателю Россия занимает 29-е место в мире. Низкие показатели отмечаются и по импорту наукоемкой продукции: в 2007 г. они составили всего 3,7 млрд, в то же время в Китае - 24,8 млрд, Индии - 13,0 млрд, Израиле - 6,5 млрд долл.

Главным федеральным бюджетно-финансовым инструментом и формой развития производственно-инновационного потенциала регионов являются федеральные целевые программы (ФЦП) разного назначения. В государственном бюджете на ближайшие годы предусмотрено финансирование 54 ФЦП, к которым относят и среднесрочные. Особое значение для регионов имеют ФЦП по комплексному социально-экономическому развитию территорий, в первую очередь Калининградской области. Дальнего Востока и Забайкалья, Курильских островов и юга России. При этом на юг России выделяется 10 млрд руб., на Чеченскую Республику 27,6 млрд руб., а на Сочи - 28 млрд руб., что связано с проведением Олимпийских игр в регионе. Основные задачи этих программ предусматривают привлечение необходимых инвестиций, в том числе иностранных, создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня занятости населения, что позволит обеспечить рост валового регионального продукта и достижение бюджетной самодостаточности региона.

Наряду с этим ФЦП предусматривают развитие и других направлений экономики. Так, в рассматриваемый период предусматривается модернизация транспортной системы России, развитие атомного энергопромышленного комплекса, что требует дополнительных капиталовложений. Начиная с 2007 г. осуществляется финансирование инновационных программ в таких направлениях, как развитие инфраструктуры наноиндустрии, электронной компонентной базы и радиоэлектроники, развитие национальной технологической базы и электроники, подготовка научно-педагогических кадров инновационной России.

В ноябре 2008 г. были утверждены к реализации на конкурсной основе 21 проект общегосударственного значения. На 14 проектов выделены средства. Среди них следует отметить строительство автодороги Санкт-Петербурга "Западный скоростной диаметр", комплексное развитие Приангарья, строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, межрегиональный проект "Урал промышленный - Урал Полярный" комплексное развитие "Южной Якутии. Кроме того, эти программы предусматривают строительство предприятий разной отраслевой направленности, железных и автомобильных дорог, социальной инфраструктуры и др.

Принятая Правительством Российской Федерации программа социально-экономического развития на период до 2000 г. способствовала:

o изменению структуры промышленного производства за счет увеличения доли продукции с высокой степенью обработки;

o развитию инфраструктуры, в том числе важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и связи.

Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

В соответствии с этой целью формируются стратегия и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах.

1. Включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

2. Создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на вы пуск новых товаров и услуг для существующих и новых рынков, как внутренних, так и внешних.

3. Дальнейшее сокращение и конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ.

4. Унификация государственных стандартов РФ с международными стандартами и в первую очередь стандартами Европейского Союза.

Подход к развитию отраслей хозяйства существенно отличается по их значимости. Так, в отношении отраслей добывающей промышленности - нефтяной, газовой, лесной, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечественных, так и иностранных инвестиций.

В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим потенциалом, чтобы производить конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (к ним относят космическую промышленность, атомную промышленность, самолетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет ограничиваться.

Методы промышленной политики для отраслей, характеризующихся значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям), предусматривают установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов.

По депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается реализация общегосударственных программ структурной перестройки.