Передача (представление) заявлений

1. Действующим законодательством РФ предусмотрено такое нотариальное действие, как передача, а в установленных законом случаях – представление заявлений нотариусом. Совершение данного нотариального действия относится к исключительной компетенции нотариусов.

Общие правила совершения этого действия закреплены в ст. 86 Основ о нотариате, согласно которой нотариус по просьбе граждан или юридических лиц передает заявления другим гражданам, юридическим лицам. Совершением этого действия официально подтверждается факт передачи конкретному адресату определенной информации.

В соответствии с названной статьей обращаться к нотариусу за совершением такого нотариального действия могут любые граждане и юридические лица. Равным образом закон не ограничивает и круг адресатов, которым может передаваться соответствующая информация.

Передаваемые через нотариуса заявления могут быть различными по содержанию. Например, заявление может являться акцептом лица, которому в виде оферты было адресовано предложение о заключении сделки, а может содержать предупреждение о прекращении договора аренды и т.п. Однако в рамках общих правил совершения нотариальных действий нотариус не вправе принять для передачи другим лицам заявление, ОГЛАВЛЕНИЕ которого противоречит действующему законодательству РФ либо в нем имеются угрозы жизни и здоровью, а также сведения, оскорбляющие честь, достоинство и деловую репутацию кого-либо. К заявлению в качестве его неотъемлемой части могут быть приложены различные документы.

Основы о нотариате не регламентируют детально порядок совершения нотариального действия по передаче заявлений. Но, исходя из общих требований по совершению нотариальных действий, нотариусы при принятии заявления устанавливают личность гражданина, передающего заявление, и проверяют его дееспособность. Если заявление исходит от юридического лица, то также проверяются правоспособность юридического лица и полномочия его представителя на обращение к нотариусу за совершением данного действия. Именно такая процедура предлагается нотариусам в п. 4 Методических рекомендаций по совершению нотариального действия о передаче заявлений граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам, утвержденных решением Правления ФНП (протокол от 23-25.06.2008 № 09/08).

В соответствии с п. 5 названных Методических рекомендаций заявление, с просьбой о передаче которого обращается заинтересованное лицо, представляется не менее чем в двух экземплярах. Один из экземпляров остается у нотариуса, а второй и последующие предназначены для передачи нотариусом адресатам. Однако данная рекомендация не может быть применима в случае, когда нотариус на основании ст. 15 Основ и п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по просьбе заинтересованных лиц подает в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации нрава на недвижимое имущество и сделок с ним (об особенностях совершения данного действия см. п. 3 настоящего параграфа).

Если к заявлению в качестве его неотъемлемой части были приложены какие-либо документы, то представление экземпляров этих документов для оставления их в делах нотариуса не требуется. Нотариусу в таких случаях достаточно представить опись прилагаемых документов.

Все экземпляры подлежащего передаче заявления собственноручно подписываются заявителем в присутствии нотариуса.

Основами о нотариате предусмотрено несколько способов передачи нотариусом заявления адресату. Конкретный способ по общему правилу выбирается нотариусом. Однако при передаче заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с совершением сделки по отчуждению доли в уставном капитале ООО способ передачи заявления в соответствии с п. 14 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" может быть определен соглашением сторон данной сделки (об особенностях передачи таких заявлений см. п. 3 настоящего параграфа).

Одним из способов передачи заявления является вручение заявления адресату непосредственно самим нотариусом. При передаче заявления таким способом нотариус устанавливает личность адресата, а если адресатом является юридическое лицо, то и полномочия представителя юридического лица на получение корреспонденции. Нотариус может устанавливать полномочия представителя юридического лица на получение корреспонденции не только на основании учредительных и локальных актов юридического лица, но и исходя из обстановки, в которой действует представитель (например секретарь, работники канцелярии, экспедиционной службы). Заявление адресату передается нотариусом под расписку, которая может быть совершена адресатом на отдельном документе либо на экземпляре заявления, остающемся у нотариуса. Вместе с тем на практике вполне реальна ситуация, когда адресат отказывается принять от нотариуса заявление. В этом случае нотариус составляет об этом акт с отражением причин отказа, если таковые были высказаны адресатом.

Нотариус может передавать заявления адресату также путем пересылки его по почте с обратным уведомлением. В этом случае нотариус, руководствуясь п. 2, 12, 36, 45 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, направляет адресату заявление заказным либо ценным почтовым отправлением с уведомлением. Оператор почтовой связи, вручив почтовое отправление адресату под расписку, обязан уведомить об этом нотариуса. Оформленный надлежащим образом документ оператора почтовой связи об отправке почтового отправления адресату и о его вручении будет являться доказательством получения адресатом переданного заявления. Если адресат откажется от получения почтового отправления, оно будет возвращено нотариусу с отметкой об этом, сделанной самим адресатом, а при отказе адресата сделать такую отметку – с отметкой, сделанной почтовым работником. В таком случае нотариус извещает заявителя об отказе адресата от получения заявления.

В ст. 86 Основ о нотариате предусмотрена возможность передачи нотариусом заявления с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. Расходы, связанные с использованием технических средств для передачи заявлений, подлежат оплате лицом, по просьбе которого совершается нотариальное действие. Но в некоторых случаях использование технических средств допустимо только при условии, если такой способ определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Использование юридически значимого электронного документооборота внедрено еще не повсеместно. Кроме того, действующим законодательством РФ не установлены способы фиксации факта передачи заявления адресату, которые достоверно подтверждали бы передачу заявления адресату при использовании для такой передачи технических средств. Поэтому если все же нотариус использует указанные средства передачи, то в соответствии с п. 6 указанных выше Методических рекомендаций ему следует но своему усмотрению выбирать доказательства фиксации передачи заявления, чтобы исключить возможность сомнения в передаче заявления.

Каким бы способом нотариус не передавал заявление, он должен сообщить лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, о передаче заявления адресату или о невозможности передачи заявления, или об отказе адресата от получения заявления. Если передача заявления оказалась невозможной, нотариус сообщает также заявителю о причинах, по которым не представилось возможности передать заявление адресату (неправильно указанный заявителем адрес, отсутствие адресата по указанному заявителем адресу, отказ адресата от получения заявления и др.).

В подтверждение факта передачи заявления нотариусом выдается свидетельство следующего содержания.

Однако данное свидетельство выдается нотариусом только при наличии об этом просьбы лица, подавшего заявление. Если передача заявления адресату оказалась невозможной, то по просьбе лица, подавшего заявление, нотариус может соответствующее свидетельство составить в произвольной форме. Свидетельство оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, а другой остается в делах нотариуса.

2. Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 14, 15 ст. 21, п. 3 ст. 22) предусмотрено специальное нотариальное действие по передаче нотариусом заявления участника ООО в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и копии этого заявления в ООО.

В названном Законе речь идет о заявлении участника ООО о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с совершением нотариально удостоверенной сделки по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале общества или нотариально удостоверенного договора залога доли (части доли) в уставном капитале общества. Указанное заявление подписывается участником ООО, который произвел отчуждение или передачу в залог своей доли (части доли) в уставном капитале ООО.

Следует отметить, что законодатель ограничил круг нотариусов, которые могут совершать такое нотариальное действие, наделив правом на его совершение только нотариуса, удостоверившего сделку по отчуждению или по передаче в залог доли (части доли) в уставном капитале ООО.

Нотариус может передать такое заявление как непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, так и через почту с уведомлением о вручении, а также с использованием факсимильной связи и иных технических средств, если порядок передачи с использованием технических средств предусмотрен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Помимо перечисленных способов заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с совершением нотариально удостоверенной сделки по распоряжению долей (частью доли) в уставном капитале общества может быть передано в форме электронного документа.

Еще одной особенностью данного нотариального действия является то, что при совершении нотариально удостоверенной сделки по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале ООО стороны сделки наделяются правом по определению конкретного способа передачи заявления в регистрирующий орган. В случае нотариального удостоверения договора залога доли (части доли) в уставном капитале общества конкретный способ передачи заявления в регистрирующий орган определяется нотариусом по его усмотрению с учетом действующего законодательства.

Передача заявления в регистрирующий орган о внесении необходимых изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с совершением соответствующей нотариально удостоверенной сделки должна быть произведена нотариусом в срок не позднее чем в течение трех дней с момента нотариального удостоверения конкретной сделки.

В такой же срок законодатель обязывает нотариуса совершить и другое нотариальное действие, связанное с передачей копии указанного заявления в ООО, доля (часть доли) которого отчуждается или заложена. Совершать такое нотариальное действие также может лишь нотариус, удостоверивший сделку по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале общества или по передаче ее в залог.

3. В соответствии с п. 1, 1.1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 15 Основ о нотариате нотариус наделен правом представлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другие необходимые для этого документы, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

В рамках названных законов заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним может представляться в регистрирующий орган только нотариусом, удостоверившим соответствующую сделку или совершившим иное соответствующее нотариальное действие (например, выдачу свидетельства о праве на наследство) в отношении недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также может быть подано лишь нотариусом, удостоверившим договор об ипотеке или договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона.

Особенностью представления нотариусом указанных заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является то, что оно может быть подписано не только правообладателем, но и самим нотариусом.

Заявления и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены непосредственно в государственный регистрирующий орган лично нотариусом. В таком случае нотариус должен подтвердить свой правовой статус нотариуса, представив в регистрирующий орган копию приказа территориального органа юстиции о наделении его полномочиями нотариуса, и предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Помимо нотариуса представить заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, может и помощник нотариуса. Для подтверждения своих полномочий и статуса помощник нотариуса на основании п. 1.1 протокола от 07.05.2010 № 1 "О порядке взаимодействия при представлении нотариусом документов на государственную регистрацию прав, запросе нотариусом информации о зарегистрированных правах, запросе государственным регистратором сведений, необходимых для проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки", подписанного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФНП, должен предъявить должностному лицу регистрирующего органа:

– оригинал письма нотариуса, оформленного на бланке нотариуса, содержащего соответствующее поручение и заверенного подписью и личной печатью нотариуса:

– копию приказа о принятии помощника нотариуса на работу;

– копию документа, удостоверяющего личность нотариуса как гражданина Российской Федерации;

– копию приказа территориального органа юстиции о наделении нотариуса полномочиями нотариуса.

Согласно указанному протоколу представление нотариусом или его помощником заявления на государственную регистрацию права и иных необходимых документов непосредственно в регистрирующий орган возможно при наличии предварительной записи, которая может быть осуществлена при личном обращении в регистрирующий орган, или по телефону, или с использованием электронной почты.

Нотариус может представить заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для этого документы и посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если нотариус таким способом представляет заявление, подписанное им самим, то оно оформляется на личном бланке нотариуса и заверяется его подписью и оттиском его личной печати. В случае направления посредством почтового отправления заявления, подписанного правообладателем, подпись правообладателя на таком заявлении должна быть нотариально засвидетельствована. При этом подпись правообладателя на заявлении о государственной регистрации права может быть засвидетельствована только нотариусом, удостоверившим соответствующую сделку или совершившим иное соответствующее нотариальное действие в отношении недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.

В последнее время все более приоритетной формой обращения нотариуса в регистрирующий орган для представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для этого документов становится обращение с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Нотариус, направляя заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для этого документы в форме электронных документов, заверяет их своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Для заполнения такого заявления нотариус использует форму, размещенную на официальном портале органа, осуществляющего государственную регистрацию нрав, в сети Интернет.

Законодатель предусмотрел особенности представления нотариусом в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по нотариально удостоверенному договору. Так, в ст. 86.1 Основ о нотариате определен круг лиц, при обращении которых нотариус вправе совершить указанное нотариальное действие. Это может быть либо совместное обращение залогодателя и залогодержателя, либо обращение залогодержателя, либо обращение залогодателя. Кроме того, Основами о нотариате предусмотрены дополнительные требования для представления заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в случае обращения к нотариусу залогодателя. Во-первых, залогодатель обязан представить нотариусу документ, обязательства по которому обеспечены залогом и который содержит условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, а также документ об исполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства, подписанный залогодержателем или содержащий отметку владельца закладной, если права залогодержателя удостоверены закладной. Во-вторых, обращению нотариуса в регистрирующий орган в указанном случае должно предшествовать совершение нотариусом еще одного нотариального действия – направления залогодержателю соответствующего уведомления. Только при непредставлении залогодержателем возражений по этому уведомлению в течение 14 дней со дня его получения нотариус может подать заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Необходимо отметить, что на основании указанных законодательных актов нотариус либо по его поручению его помощник вправе не только представлять в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о погашении регистрационной записи об ипотеке и иные необходимые для этого документы, но и получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая регистрация или погашение регистрационной записи. Свидетельство о государственной регистрации права и (или) иные подлежащие выдаче документы на бумажном носителе выдаются непосредственно нотариусу или его помощнику в регистрирующем органе. Вместе с тем эти документы могут быть направлены нотариусу и почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, но при условии наличия соответствующего указания об этом в заявлении о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Документы, подтверждающие осуществление регистрационной записи или ее погашение (выписка из Единого государственного реестра прав, специальная регистрационная надпись на договоре) и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, могут быть выданы нотариусу и в электронной форме в случае обращения нотариуса в регистрирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

4. Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях" урегулирован порядок получения информации об исполнении заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), так называемой кредитной истории, которая хранится в создаваемых коммерческих организациях – бюро кредитных историй. База данных о бюро кредитных историй ведется подразделением Банка России – Центральным каталогом кредитных историй.

На основании данного Закона за получением информации о бюро кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй вправе обратиться заемщик по договору займа (кредита), в отношении которого формируется кредитная история, и лицо, получившее согласие заемщика на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита). В рамках этого Закона названные лица именуются соответственно субъектом и пользователем кредитной истории.

Обратиться за получением информации из Центрального каталога кредитных историй указанные лица могут путем направления заявления, содержащего соответствующий запрос, через нотариуса РФ.

Названный Федеральный закон определил особенности передачи нотариусом такого заявления и получения информации из Центрального каталога кредитных историй. Во-первых, заявление (запрос) субъекта кредитных историй или пользователя кредитных историй передается нотариусом в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения. Таким же образом направляется и ответ из Центрального каталога кредитных историй но итогам рассмотрения поступившего заявления (запроса). Во-вторых, нотариус направляет заявление (запрос) субъекта кредитных историй или пользователя кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй через Федеральную нотариальную палату.

Порядок направления соответствующего запроса нотариусом в Центральный каталог кредитных историй и получения им ответа на посланный запрос установлен Центральным банком РФ [1].

В соответствии с установленным порядком субъект или пользователь кредитной истории, желающий получить информацию о бюро кредитных историй либо об отсутствии такой информации, представляет нотариусу содержащее соответствующую просьбу заявление (запрос).

Если заявление подается пользователем кредитной истории, то вместе с заявлением нотариусу представляется письменное или иным способом документально зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа. Один экземпляр согласия субъекта кредитной истории или его копия, удостоверенная в установленном порядке, остается на хранении у нотариуса. При обращении за получением информации юридического лица или индивидуального предпринимателя они также представляют документ, подтверждающий их регистрацию соответственно в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Оригинал этого документа или его удостоверенная копия тоже остается на хранении у нотариуса. При отсутствии у пользователя кредитной истории согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета нотариус отказывает в совершении нотариального действия.

Кроме проверки названных документов нотариус устанавливает личность лица, обратившегося к нему за совершением данного нотариального действия. В случае невозможности установления личности обратившегося лица либо его отказа от установления личности нотариус обязан отказать в направлении запроса в Центральный каталог кредитных историй.

Дальнейшие действия по передаче полученного заявления о получении информации из Центрального каталога кредитных историй нотариус совершает через Федеральную нотариальную палату. В день получения заявления нотариус направляет на адрес электронной почты ФНП запрос, содержащий информацию о субъекте кредитной истории. Передача указанного заявления регистрируется в реестре регистрации нотариальных действий. По просьбе лица, подавшего указанное заявление, ему выдается свидетельство о передаче заявления.

Поступивший в ФНП запрос нотариуса направляется палатой по электронной почте в Центральный каталог кредитных историй в виде как электронного сообщения, содержащего один запрос субъекта кредитной истории или пользователя кредитной истории, так и пакетного электронного сообщения, содержащего более одного запроса субъекта (субъектов) и (или) пользователя (пользователей) кредитной (кредитных) истории (историй).

Ответ на поступивший запрос Центральный каталог кредитных историй направляет по адресу электронной почты ФНП, которая по электронной почте направляет его нотариусу. Нотариус, в свою очередь, не позднее следующего рабочего дня со дня получения ответа Центрального каталога кредитных историй информирует обращавшееся к нему за совершением данного нотариального действия лицо о наличии у него этого ответа.

Нотариус передает полученный из Центрального каталога кредитных историй ответ путем совершения нового нотариального действия по передаче субъекту или пользователю кредитной истории ответа Центрального каталога кредитных историй.