Перечень критических технологий Российской Федерации

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Основой для данного перечня стали приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Для оценки состояния и тенденций инновационной деятельности и ее влияния на экономическое обеспечение национальной экономической безопасности страны предлагается использовать показатели, которые, на наш взгляд, комплексно отражают текущее состояние дел и динамику развития в данной области (табл. 3.1). Показатели разделены на две группы. Первая группа – показатели потенциала, которые характеризуют существующий потенциал и предпосылки реализации научно-технической и инновационной деятельности. Вторая группа – показатели, характеризующие эффективность реализации имеющегося потенциала.

Проблема макроинновационной безопасности включает в себя проблему выбора и корректировки государственных научно-технических приоритетов.

Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенности, связанные прежде всего с их экономическим и политическим положением в мире, спецификой социально-экономического развития и целей, поставленных на данном временно́м этапе, сложившимися внутренними традициями регулирования экономических и инновационных процессов.

Экономическое и политическое положение страны в мире проявляется в следующих основных моментах:

– занятии места лидера или зависимого государства в том или ином военно-политическом или экономическом союзе;

– степени милитаризации проводимой внешней политики;

– геополитическом положении государства;

– внешнеэкономической и внешнеторговой ориентации государства.

Таблица 3. 1

Динамика основных показателей безопасности научно-технической сферы

Показатель

1995 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕНЦИАЛА

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

4059

3566

3622

3957

3666

3536

3492

3682

3566

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.

1061

813

807

801

761

742

736

735

727

Число созданных передовых производственных технологий

н/д

637

735

780

787

789

864

1138

1323

Доля инвестиций в нематериальные активы в общем объем инвестиций в нефинансовые активы

н/д

0,8

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

0,5

0,5

Доля инвестиций в ОК промышленности (обрабатывающие производства) в общем объеме инвестиций в ОК

14,8

16,4

15,6

14,7

14,9

14,2

13,2

12,9

13,2

Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к расходам федерального бюджета

н/д

2,19

2,27

2,22

2,14

2,27

2,35

2,87

2,76

Показатель

1995 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к ВВП

н/д

0,36

0,36

0,40

0,39

0,56

0,51

0,56

0,56

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА

Число используемых передовых производственных технологий

н/д

140983

168311

180324

184374

201586

203330

191650

191372

Удельный вес организаций, осуществлявших технол. инновации, в общем числе организаций промышленного производства, %

н/д

9,3

9,4

9,4

9,6

7,7

7,9

8,9

9,1

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

н/д

5,0

5,5

5,5

5,1

4,5

4,8

6,3

8,0

Доля в импорте машин, оборудования и транспортных средств, %

33,6

44,0

47,7

51,0

52,7

43,4

44,5

48,0

н/д

Доля в экспорте машин, оборудования и транспортных средств, %

10,2

5,6

5,8

5,6

4,9

5,9

5,7

4,5

н/д

Степень износа ОФ промышленности (обрабатывающие производства)

н/л

47,7

52,8

46,8

45,3

45,3

45,7

46,1

46,7

Государство, которое играет на мировой арене роль супердержавы и в политическом фарватере которого следуют другие государства, при формировании научно-технических приоритетов прежде всего учитывает необходимость создания научно-технического задела, который позволял бы ему поддержать и сохранить такой статус. В противном случае лидирующее место будет занято другим государством со всеми вытекающими из этого последствиями. Другим аспектом является необходимость принятия на себя ряда расходов по разработке крупномасштабных научно-технических программ, осуществление которых не под силу другим государствам блока, с последующим использованием их этими государствами на определенных условиях.

Приоритеты государства, не претендующего на роль лидера, иные. Прежде всего упор делается на проведение исследований, обеспечивающих экономическую независимость, требуемый уровень образовательного и культурного развития, поддержание оборонной достаточности.

Довольно существенное значение имеют военно-политические устремления государства, определяющие соответствующие тенденции в изменении структуры экономики и научных исследований. Значительная часть расходов на науку поступает в военный сектор с целью достижения лидерства в этой области. На степень милитаризации действуют различные факторы, и не обязательно главным из них является степень агрессивности государства. В частности, речь идет о геополитическом положении государства. Если оно находится в относительно спокойном регионе и не имеет притязаний к другим странам, приоритеты науки, как правило, в большей степени направлены на решение государственных экономических задач.

Внешнеторговая и внешнеэкономическая специализация государства накладывает значительный отпечаток и на выбор научных приоритетов. Если оно специализируется на экспорте наукоемкой продукции, то приоритеты нацеливаются на обеспечение лидерства в "прорывных" областях науки с целью обеспечения последующего лидерства в создании сложных высокотехнологичных, наукоемких продуктов. Если речь идет об экспорте традиционной техники, не всегда есть необходимость проводить самостоятельные научные исследования, а в ряде случаев можно использовать их результаты, полученные в других странах.