Лекция 7. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать

• правовые и психологические особенности пенитенциарной (исполнительной) психологии;

• объекты исследования исполнительной психологии;

• основные направления воспитательной работы в ИУ;

• важнейшие этапы адаптационного процесса осужденного;

• возможности предупреждения конфликтов среди осужденных, а также между администрацией и осужденными;

уметь

• применять все воспитательные работы, направленные как на отдельную личность, так и на коллектив осужденных;

• постоянно вести дневник, где отражается вся воспитательная деятельность;

• составлять характеристику на осужденного;

владеть

• методами воспитательного воздействия на осужденного;

• приемами психологического общения с осужденными в процессе адаптации в ИУ;

• тактическими и техническими приемами и средствами устранения серьезных конфликтов;

• необходимой информацией для формирования профессионально необходимых психологических качеств сотрудника ИУ.

Общие правовые и психологические особенности пенитенциарной (исполнительной) деятельности

Пенитенциарная психология (от лат. poenitentiarius – "покаяние", "раскаяние", "исправление") – область юридической психологии, которая изучает закономерности

психологической деятельности исполнительных учреждений (ИУ), психологию лиц, отбывающих наказание, субъектов, осуществляющих надзор за осужденными, а также анализирует факторы, влияющие на осужденных в процессе перевоспитания.

Пенитенциарная психология стала самостоятельной наукой в системе психологических наук. Она решает важнейшие задачи:

а) перевоспитание лиц, совершивших преступления;

б) приобщение осужденных к трудовой деятельности;

в) адаптация лиц, отбывающих наказание, к нормальному существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования психологических знаний.

Правовой основой исполнения уголовных наказаний, принудительных мер воспитательного и медицинского характера является УИК РФ. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает принципы исполнения наказаний (законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом и др.), порядок и условия их использования и отбытия, определяет средства исправления осужденных, а также стимулы правопослушного поведения лиц, отбывающих наказание.

Объектами исследования пенитенциарной психологии являются: психологические особенности структуры деятельности ИУ; психические качества лиц, осуществляющих надзор за осужденными; психологические особенности осужденного; психологическая структура коллектива осужденных; психологические особенности адаптации и жизни в условиях изоляции, а также подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы.

Исправление осужденных – основная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний. Исправление осужденных (ст. 9 УИК РФ) – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных закон причисляет установленный порядок исполнения и отбытия наказания (режим), воспитательную работу (деятельность воспитателя), общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Перевоспитание осужденного направлено на восстановление в его сознании тех правовых аспектов, которые им утрачены или отрицаются. Например, преступник считает приговор несправедливым, категорически нс признает конкретную правовую норму или группу норм, на которую он посягнул. Задача работников ИУ – доказать справедливость приговора, а если преступник считает, что приговор слишком суров, убедить его в обратном, т.е. объективно разобраться в криминальной ситуации. Важнейшая задача ИУ – оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить существующие преступные связи и установки, вернуть его к нормальной жизни.

Исполнительная деятельность имеет свои психологические аспекты, структуру (подвиды деятельности).

Воспитательная деятельность в ИУ отличается:

а) ярко выраженной специфической деятельностью;

б) существенным неравенством положения администрации и лиц, отбывающих наказание;

в) осуществлением перевоспитания в условиях жесткого режима;

г) ограничением числа общественных организаций, участвующих в воспитании осужденных;

д) противодействием влиянию отрицательно настроенных осужденных на других членов коллектива.

Процесс воспитания в ИУ развивается в двух направлениях: воспитание коллектива осужденных и воспитание каждого осужденного. Основной упор делается на организацию микросреды, в которую включена личность осужденного. Поэтому воспитатель должен хорошо знать, какие особенности микросреды наиболее приемлемы для конкретного осужденного. Успех здесь во многом зависит от общих усилий коллектива, в котором находится воспитуемый, но при учете особенностей каждого осужденного, развития всех его личностных качеств.

Специалисты в области исполнительной психологии (А. В. Дулов, В. Л. Васильев, Ю. В. Чуфаровский и др.) выделяют следующие компоненты воспитательной работы в ИУ:

1) обстоятельное и глубокое изучение личности каждого осужденного;

2) постоянная и кропотливая работа по формированию коллектива осужденных;

3) совершенствование режимного и трудового воздействия на коллектив в целом и на каждого отдельного осужденного для ликвидации отрицательных качеств, применение с этой же целью эффективных методов воспитательного воздействия;

4) систематическая и планомерная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого осужденного;

5) психологическая подготовка осужденных к жизни на свободе.

Все воспитательные меры, направленные как на отдельную личность, так и на коллектив осужденных, должны планироваться. Планирование предполагает выработку целевой системы воздействия на осужденного путем развития его интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других психологических качеств. План предусматривает мероприятия по формированию мировоззрения, привычек, навыков и потребностей осужденного, разработку долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции осужденного и поэтапную ее реализацию. Основу планирования составляет дневник воспитателя, где отражается вся воспитательная деятельность, предложения по принятию тех или иных мер воздействия на осужденного с целью его перевоспитания, выводы по ранее принятым решениям. Дневник помогает воспитателю составить развернутую характеристику осужденного, которая часто служит основанием изменения правового статуса последнего. Составление характеристики требует тщательного и глубокого анализа личности осужденного, собственных действий воспитателя по перевоспитанию каждого заключенного.

В процесс перевоспитания обязательно входят анализ условий содержания осужденного и система отношений, в которых он постоянно находится; изучение его личностных качеств (характера, темперамента, эмоциональных проявлений и др.) и всех факторов, которые положительно или отрицательно влияют на его личность. Важную роль здесь играет установление психологического контакта с осужденным. Такой контакт можно установить лишь при условии, что сотрудник ИУ располагает подробной информацией о времени и месте рождения осужденного, учебе, семье, профессии, бывшем месте работы, возрасте, обстоятельствах, при которых было совершено правонарушение, об отношении осужденного к своему нынешнему положению, его планах на будущее.

При выполнении задач ресоциализации осужденного появляется необходимость разрешения проблемы адаптации осужденных к деятельности в условиях ИУ. Процесс адаптации для каждого человека начинается в ситуации, которая характеризуется изменением социальной среды. Именно такая ситуация возникает, когда человек оказывается в местах лишения свободы. Осужденный начинает испытывать адаптивную потребность изменить свое поведение, привычки, представления, отношения с людьми, для чего необходимо получить достаточное количество ориентирующей информации о специфике исправительного учреждения. Адаптация не совершается мгновенно, для нее необходимо время, порой значительное. Поэтому адаптационный процесс имеет несколько стадий.

Первая стадия характеризуется своеобразной реакцией "вхождения" в новую обстановку. Этот этап очень ответственен, и важно его не пропустить и педагогически целесообразно использовать в работе по исправлению осужденного.

Вторая стадия представляет собой период неустойчивого приспособления. Осужденный постепенно самоутверждается, мобилизует свои физические и психологические возможности, начинает контролировать свое поведение с учетом новых объективных условий.

Третья стадия, самая длительная по времени протекания, – это устойчивая адаптация. Чем лучше психологическая, физическая, умственная подготовка осужденного, чем выше предел его возможностей, тем меньше сказывается на нем негативное влияние процесса адаптации. Успешность данного процесса прямо пропорциональна полноте и глубине его познания осужденным, т.е. адаптация является сознательным, активным и управляемым процессом, общая результативность которого зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

К объективным, не зависящим от сознания осужденного факторам адаптации относятся возраст, национальность, связь с родственниками, коллегами по прежней работе, наличие заболеваний и др. Например, возраст осужденного серьезно сказывается на его поведении, интересах, потребностях, жизненных планах, состоянии, здоровья, взаимоотношениях с окружающими.

Субъективные (внутренние) факторы – это личностные качества, мотивы, цели, установки, психические состояния и др. Именно они в значительной степени определяют интенсивность адаптационного периода. Здесь нужно учитывать, что осужденный постоянно ощущает лишение свободы – кару, которая вызывает определенное психическое состояние, накладывающее отпечаток на проявление адаптивных способностей его личности. Практика показывает, что у некоторых осужденных, впервые оказавшихся в изоляции, наблюдаются такие нервно- психические состояния, как агрессивность, дерзость, срывы и др. Осужденный временно оказывается неуправляемым.

Психические состояния могут вызвать чувство безнадежности, пассивности, безразличия и апатии. Иные психические состояния периодически повторяются и постепенно закрепляют в личности некоторые характерные черты: вялость, безразличие, безынициативность у одних и агрессивность – у других.

Процесс адаптации ускоряется при соединении усилий коллективов воспитателей и осужденных. В связи с этим необходимо постоянно организовывать и проводить мероприятия, создающие соответствующие предпосылки для взаимодействия воспитателей и осужденных, для облегчения и ускорения процесса адаптации последних к новым условиям жизни.

Одной из характерных особенностей ресоциализации осужденных в ИУ является осуществление этого процесса в коллективе самих осужденных. Поэтому важнейшее направление исследований в исполнительной психологии – психология коллектива осужденных.

Коллектив есть группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая в процессе социальной совместной деятельности высокого уровня развития. Коллектив, кроме того, характеризуется определенной системой организации.

Коллектив осужденных имеет специфические особенности:

1) деятельность коллектива определена внутренним режимом, постоянным надзором и усиленным контролем администрации ИУ;

2) как правило, все члены коллектива имеют отрицательные психологические качества, привычки;

3) члены коллектива не могут самостоятельно менять коллектив, переходить из одного коллектива в другой без ведома администрации;

4) каждый член коллектива постоянно вступает в контакт с другими членами;

5) член коллектива не может выступать от своего имени во внешних отношениях, вне ИУ;

6) решение коллектива осужденных без разрешения администрации не имеет силы.

Коллектив осужденных всегда отличается сложностью структуры и противоречивостью взаимоотношений.

Главное место в структуре коллектива занимает актив – группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, участвуют в трудовом процессе, помогают администрации оказывать воспитательное воздействие на других осужденных и устранять возникшие конфликты.

Те осужденные, которые твердо встали на путь исправления, активно участвуют в трудовом процессе, но по собственной инициативе не оказывают помощи в воспитании других, считаются группой резерва. Воспитатели имеют возможность пополнять первую группу за счет второй.

Третью группу представляет пассив – осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их во многом определяются создавшейся ситуацией.

Последняя – группа трудновоспитуемых, к которой относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных[1].

Каждая группа проходит свой путь развития, внутри нее образуются свои связи, своя иерархия отношений. Выделяется лидер ("вожак", "первый номер"), вторые, третьи номера и т.д. Между лидерами происходит постоянная борьба. Как правило, победа достается тому, кто подчинит себе остальных осужденных. Выявление групповых лидеров связано с тщательным изучением ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Установить лидера порой очень сложно, так как многие из них умело маскируются, не всегда открыто демонстрируют свою истинную роль в группе.

Воспитателю необходимо знать, кто из членов коллектива оказывает наибольшее влияние на остальных. Особенно это значимо при изучении микрогрупп, которые создаются по принципу общей профессии, одинакового возраста,

землячества, национальной принадлежности и т.д. Влияние микрогруппы и ее лидера порой становится определяющим в поведении всех осужденных. Своевременный и постоянный контроль над деятельностью микрогруппы – важнейшая задача воспитателя.

Коллективу осужденных свойственно так называемое единое настроение. Нигде так нt проявляется стремление к подражанию, как здесь. Поэтому при организации воспитательной работы необходимо всегда это учитывать.