Педагог в современном обществе

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется стремительными переменами во всех сферах жизнедеятельности: развитием инновационных процессов, расширением межкультурных коммуникаций, сменой ценностей и приоритетов. Школа всегда являлась, с одной стороны, проводником основополагающих идей общества и государства, с другой – "зеркалом", в котором мгновенно отражались все проблемы и противоречия бурных общественных перемен. В свою очередь, учитель как главное действующее лицо педагогического процесса всегда оказывается в центре переломных событий, во многом берет на себя ответственность за успешность решения новых задач, создает условия для максимальной адаптации подрастающего поколения к сложным жизненным ситуациям.

На встрече со студентами член-корреспондент Российской академии образования, директор московской школы Е. А. Караковский с тревогой и болью говорил: "Никогда еще не было так трудно работать учителю в школе. Жизнь поставила перед ним задачи небывалой сложности. И одновременно с этим никогда еще недовольство школой и учителем не было до такой степени всеобщим".

Чем же вызвано столь сложное и неоднозначное положение современного учителя в обществе, с чем прежде всего связаны трудности выполнения им профессиональной деятельности?

По мнению В. А. Сластенина, к настоящему времени в сфере профессионального труда учителя назрел ряд противоречий. Это – противоречие между динамикой профессиональных задач и внутренней неготовностью учителя к их осуществлению; между неопределенностью образовательной политики и стремлением учителя занимать четкую и последовательную позицию; между естественной личностной потребностью учителя в творческой самореализации и невозможностью ее удовлетворения; между растущим объемом актуальной информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени учителей, а также уменьшением численности и низким материальным уровнем учительских кадров. Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения учителей к своему труду. Так, большинство учителей, высоко оценивая значимость профессии, оказываются не удовлетворены своей работой в школе. Все это приводит к тому, что наблюдается высокая текучесть педагогических кадров, низкий приток молодых учителей в школу, отсутствие мотивации к педагогическому творчеству, саморазвитию в профессии.

Во многом одной из причин сложившейся ситуации является то, что современное развитие общества привело к значимому усложнению педагогической деятельности, а следовательно, к повышению требований к учителю. Сегодня педагог все более выступает не просто как "транслятор" информации, а, скорее, как организатор и координатор разнообразных социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование у ученика "субъскт-субъектных" отношений, целенаправленного становления и развития его личности.

В связи с этим вполне очевидно, что в школу сегодня должен прийти учитель, сформированный как конкурентноспособная личность, умеющий не только обслуживать традиционные педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

Так же как общество оказывает влияние на школу, так и школа оказывает на общество огромное воздействие, либо воспроизводя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его перспективу. Но школа такова, каков учитель, который не только выполняет свои профессиональные обязанности, но и выступает субъектом общественного прогресса. Потому что не существует чудодейственных систем, существует учитель, вооруженный прогрессивной системой, сформированный как творческая, социально активная личность, которая свободно ориентируется в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действует в образовательном процессе. "Учительства особенный талант" всегда решительно заявлял о себе. Сегодня это золотой фонд нации, душа и мозг школы.

Педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе населения.

Однако не все педагоги соответствуют своему статусу. Причина этого состоит в том, что иногда происходит отчуждение учителя от культуры, от общества, от школы, от ребенка. Большинство учителей, работающих ныне в школе, сформировалось – и социально, и профессионально – в тот не столь отдаленный период, когда насаждались единообразие и единомыслие, а педагогическое творчество допускалось лишь в пределах заданной "сверху" нормы. Внутренняя социальная и нравственно-психологическая перестройка учительства требует от него огромной духовной роботы, обретения творческой свободы и интеллигентности. А интеллигенты, утверждают специалисты, изначально и функционально – это критически мыслящая когорта людей, которые не просто исполняют стереотипные умственные операции в процессе труда, а превращают духовную деятельность в творческий процесс.