Лекция 16. Педагогика и школа россии начала XX в.

Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке.

Π. Ф. Каптерев (1849–1922)

Педагогические направления и идеи

Педагогическая мысль России на рубеже XIX– XX вв. продолжила стремления своих предшественников 1860-х гг. изучать личность воспитанника, видя в этом первостепенную цель. Размышления русских философов и педагогов в значительной мере были направлены на преодоление влияния популярных на Западе рационалистических трактовок образования. Воспитание нравственности представлялось более существенным, нежели деятельность по умственному развитию личности. Можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование. Первое – неоклассическая педагогика (Η. Ф. Бунаков, М. И. Демков, К. Ельницкий, Π. Ф. Каптерев и др.); второе – новое философское переосмысление проблем воспитания и развития личности (И. С. Андреевский, Н. А. Бердяев, П. В. Вахтеров, И. X. Бессель, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, С. Л. Франк и др.); третье – нетрадиционное идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой (новым воспитанием) Запада (К. Н. Вентцель, В. А. Волкович, В. В. Горневский, А. А. Красновский, Π. Ф. Лесгафт, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо, И. А. Сикорский, Г. Я. Трошин, А. И. Филиппова, А. А. Шуберт, Ф. Ф. Эрисман и др.).

Традиция классической педагогики

Среди последователей русской и западной педагогики XIX в. выделяется Петр Федорович Каптерев (1849–1921). Он многое взял из идейного отечественного наследия II. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Д. Локка, Г. Спенсера, И. Гербарта. Теоретик и историк воспитания и образования, Каптерев занимает видное место в русской педагогике.

Каптерев продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением личного опыта". Каптерев исходил из общей цели воспитания, которую сформулировал в следующих словах: "Сделать воспитываемого ревностным христианином, хорошим гражданином и патриотом, совершенным человеком, счастливым, самостоятельным служителем истинного, доброго, прекрасного, ревнителем и деятелем прогресса". Эту общую цель Каптерев сопровождал суждениями о целесообразности отделения воспитания и обучения от церкви и государства. Ученый считал, что воспитанием должны заниматься в первую очередь родители. По его убеждению, педагогический процесс должен быть свободным и автономным. Он критиковал церковников за то, что те рассматривали ребенка "не столько как русское, сколько как церковное существо, которое следует учить не ради его человеческого достоинства, не ради его русской национальности, а для того, чтобы образовать из него церковную тварь".

Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общечеловеческого воспитания; предостерегал от национализма в педагогике. "Универсальные законы воспитания, – писал ученый, – проявляются в отдельно взятой стране", отчего "нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических начал в условиях английской и немецкой жизни".

Каптерев поддержал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала.

В его трудах имеются мысли о необходимости соблюдать принципы воспитывающего обучения, учитывать психологические особенности детей, сочетать гуманитарное и естественно-научное образование в гимназии, налаживать связи в обучении, особенно между "родственными" дисциплинами и др. Для Каптерева характерно стремление опираться на классификацию наук при построении системы общеобразовательных знаний.

Размышляя об учебно-воспитательном процессе, Каптерев пытался раскрыть его психологическую и одновременно социальную сущность. Он понимал педагогический процесс как "один поток развития личности", состоящий из саморазвития и самоусовершенствования. Самоусовершенствование – это прежде всего гармоничная социализация воспитанника (усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества), развитие всех духовных и физических сил человека.

Главенствующую роль в деле нравственного воспитания Каптерев отводил учителю – носителю достойных личностных качеств: "Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место. Те или другие свойства его могут повышать или понижать воспитательное влияние обучения". При саморазвитии учащегося педагог должен помогать воспитаннику, опираясь на знание свойств его организма и развития. Каптерев призывал педагогов к постоянному самообразованию и саморазвитию: "Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что сам он достаточно учен и развит... Между таким учителем и учениками неизбежно разрывается та невидимая, духовная связь, которая в истинной, настоящей школе соединяет их воедино".