Лекция 14. Педагогика и образование в цивилизациях Индии и Дальнего Востока (XVII–XIX вв.)

Учите массы на родном языке, дайте им идеи, дайте им культуру.

Свами Вивекананда (1862–1902)

Воспитание и обучение в Индии

Педагогическая мысль

Эволюция воспитания и обучения в Индии в XVII–XIX вв. происходила в условиях установления колониального владычества Англии. Это обстоятельство решающим образом сказалось на педагогической мысли и системе образования. Основным "оселком" взглядов индийского общества, воззрений педагогов Индии оказалось отношение к западной, а точнее британской, образованности.

Одним из первых вестернизацию образования поддержал религиозный и общественный деятель Р. М. Рой (1772–1833). Он полагал, что приобщение к западной образованности будет содействовать преодолению кастовой и религиозной дискриминации, отживших средневековых обычаев и традиций. Рой говорил о необходимости "развивать более либеральную систему просвещения, включающую математику, естественную философию, химию, анатомию и другие полезные науки". Вслед за Роем в 1820–1830-е гг. западное образование поддержали другие индийские просветители: В. Г. Дерозио, Д. Тагор, Дж. Шанкарсет.

С инициативой реорганизации образования на основе интеграции индийских и западных культурных ценностей выступил Свами Вивекананда (1862–1902). Предлагая соотечественникам подобную интеграцию, он писал: "Сделайтесь самыми западными из всех западников в своих идеях равенства, свободы, труда и энергии и в то же время индусами до мозга костей в своих религиозной культуре и инстинктах". Вивекананда в центр образования ставил религиозное воспитание, предполагающее изучение индуизма и других мировых вероучений. Он был убежден в необходимости усвоения прежде всего фундаментальных истин: "Если вы усвоили только пять идей и превратили их в свои убеждения, то вы более образованны, чем тот, кто выучил целую библиотеку". Наряду с силой духа предлагалось развивать силу мышц: "Вы полнее осознаете упанишады... если будете тверже держаться на ногах". Близость образования к природе трактовалась в традициях индуизма, как проявление божественного начала в человеке.

Система образования

Традиционная система элементарного и высшего образования просуществовала фактически в неизменном виде вплоть до начала XIX в.: начальные школы – индусские патхашалы и мусульманские мактабы в городах и крупных поселениях; высшие учебные заведения – толь – у индусов, медресе – у мусульман. Дети ремесленников, купцов овладевали началами грамоты и наследственной профессией. Высшие касты предпочитали домашнее образование, приобретая, помимо навыков чтения, письма и счета, знания по литературе, математике, астрологии, учились игре на музыкальных инструментах, военному искусству. В заведениях повышенного образования изучали древние тексты, филологию, медицину, математику, юриспруденцию, астрологию. Обучение и воспитание мусульман и индусов имели много общего. Они были религиозно окрашенными. Традиционную школу отличали гуманизм в отношении к детям, определенная свобода учащихся в выборе учебного материала, отсутствие жесткой стандартизации и регламентации.

На протяжении XVII–XIX вв. британская колонизация привела к исчезновению традиционной системы образования, постепенной трансформации школы по западному образцу, появлению в содержании обучения и воспитания новых европейских ценностей и знаний. Европеизация сферы образования не вызвала в индийском обществе сколько-нибудь серьезного противодействия. Имущие классы предпочитали обучать своих детей в учебных заведениях британского типа, поскольку эго было престижно и прибыльно, так как было необходимым условием социальной карьеры (занимать должности в правительственных учреждениях могли только люди, получившие образование на английском языке).

Вестернизация образования началась с открытия в 1725 г. христианскими миссионерами школ для индусов, мусульман и христиан на английском языке. Вплоть до начала XIX в. распространение западного просвещения носило эпизодический характер. Сокрушительные удары по традиционной системе образования были нанесены изданными колониальными властями законодательными актами 1835, 1844, 1854 гг. Согласно этим документам объявлялось о праве индийцев получать образование независимо от кастовой и религиозной принадлежности; запрещалось преподавание религии в правительственных учебных заведениях; открывались правительственные средние школы и колледжи европейского типа (медицинские, инженерные, гуманитарные); предписывалось реорганизовывать "туземные школы" таким образом, чтобы они знакомили учащихся с европейскими знаниями.

Система правительственных дотаций, поощрение частной инициативы способствовали тому, что европеизированное образование стало проникать даже в самые отсталые в экономическом отношении регионы. Контингент учащихся в учебных заведениях европейского типа увеличивался: с 1843 по 1855 гг. с 4,6 тыс. до 13,2 тыс.; с 1873 по 1893 гг. с 228 тыс. до 595 тыс. Одновременно сокращалась сеть традиционных школ на индийских языках.

В итоге к концу XIX в. в Индии сформировалась система образования британского типа. Дети малоимущих обучались в "туземной" школе с двумя ступенями: низшей (2 года обучения) и высшей (4 года обучения). На первой ступени изучали грамоту на местных языках; на второй – историю Англии и Индии, географию, основы естественных наук. Выпускники туземных школ практически не имели возможности учиться в средних и высших учебных заведениях, где преподавание велось на английском языке. В учебных заведениях начального образования с английским языком обучения, как правило, учились выходцы из привилегированных слоев. Главное место в программе здесь занимали английские язык и литература; в зависимости от установок местных властей изучали в том или ином объеме математику, естествознание, географию и историю; в престижных школах к этому прибавляли занятия спортом и искусством. Выпускники общеобразовательных школ на английском языке шли далее в колледжи – высшие учебные заведения британского типа.