Педагогика Монтессори

Теория М. Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори было выделение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни: "На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы...".

По Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

• первая стадия детства (0–6 лет);

• вторая стадия детства (6–12 лет);

• юность (12–18 лет);

• взросление (18–24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Основные принципы воспитательной системы Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым, поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать.

Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка ("Помоги мне это сделать самому"). Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Для этого ему необходимо овладеть техникой распознавания фаз чувствительности и способностью вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его потенциал.

В детских садах и школах Монтессори уделяется особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Таким образом, в основе воспитательной системы М. Монтессори – понимание воспитания как помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения.

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика основана на идеях антропософии Рудольфа Штайнера. Антропософия зародилась в период духовной сумятицы, которая царила в Германии в начале XX в. В то время быстро возникали и распространялись экзотические и оккультные религиозные группы. Антропософское общество было создано Р. Штайнером, ранее возглавлявшим германское отделение теософии, но отколовшимся от него и сформировавшим секту, в которой и были реализованы его личные откровения о "духовном мире".

Суть антропософии – привнесение научной методологии в изучение явлений сверхчувственного порядка, построение моста между религией и обычной наукой. Штайнер был убежден, что "в каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может обрести познание высших миров". При этом именно "через прозрение в мир сверхчувственный человек научается твердо и уверенно стоять в жизни... познавать причины жизненных явлений, тогда как без такого прозрения человек – подобно слепому – нащупывает свою дорогу в лабиринте последствий".

Деятельность общества включает в себя антропософскую медицину (в Европе есть собственные больницы), "биодинамическое" сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни "Кемихилл" для отставших в развитии людей и церковь под названием "Христианская община". Самой эффективной программой распространения теософии стали ее вальдорфские школы. Их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория", их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы – просто "свободными школами".

С течением времени вальдорфские школы стали популярны в мире, при этом почти утратив первоначальный религиозный дух. Сегодня существуют более 500 школ.

Привлекательной чертой вальдорфских школ является особая уютная домашняя атмосфера ("ребенок не должен чувствовать разницу между домом и школой"). Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.

Особенности вальдорфских воспитательных систем:

• ведущий метод воспитания – установка на осознание детьми своих переживаний: их учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и достоинства;

• принцип "неопережения" развития ребенка, предполагающий, что маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Поэтому обучение не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение;

• ограничение на любое оценивание ребенка и его деятельности, поскольку оценка – как отрицательная, так и положительная – является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого;

• день в школе (детском саду) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети вовлекаются в творческую деятельность: лепят, рисуют, вырезают из дерева, шьют и т.д.);

• учебный материал подается блоками (эпохами);

• учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей.

Так же, как Школы диалога культур, все образовательные организации вальдорфской педагогики – разные, своеобразие их обусловлено, прежде всего, контингентом воспитанников. Однако в основе их функционирования лежит исходная концепция Штайнера.