Педагогический этноцентризм

Истоки педагогического этноцентризма связаны во многом с идеями ассимиляции в виде "культурного геноцида" этнических меньшинств. Педагогический этноцентризм провоцирует нетерпимость, гипертрофию идей своего (собственного). В крайней форме проявляется в виде идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы, исключительности в области культуры. Существует в широком диапазоне – от невежливости в быту до агрессивности в социальной и культурной жизни. В основе его лежит ксенофобия (этнофобия): навязывание собственных культурных ценностей, негативные оценки других этнокультурных общностей. Он может также выступать в виде идей "скрытой и мягкой" ассимиляции. В этом случае попросту умалчиваются культурно-образовательные права и интересы тех или иных этнических групп.

Педагогический этноцентризм как идейная база монокультурного образования представляет значительную угрозу для демократического воспитания и обучения. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (1993) экс-президент Всемирного Совета по сравнительной педагогике, немецкий ученый Ф. Миттер, ущемляет права на достойное образование.

Идеологи педагогического этноцентризма, представляющие титульные этносы и культуры, противятся устранению социальных, экономических, культурных, образовательных барьеров, порождающих дискриминацию, не дающих повышать уровень достижений в сфере образования представителей малых национальных групп.

Не меньшую опасность несет этноцентризм малых субкультур, который приводит не только к противостоянию с доминирующими этническими группами, но и к неприязни к остальным субкультурам, отказу от межкультурного диалога в сфере образования. Сошлемся в качестве примера такой идеологии на книгу М. Асанте "Афроцентристская идея образования", где автор призывает отделить афроамериканских учащихся от европейской культуры и обучать их исключительно по программам и в контексте собственных этнических ценностей[1].

Идеология поощрения выделения путем воспитания и обучения одной национальной культуры из сообщества этнокультур в пределах общего государственного пространства, призывы отгородиться от иных культур представляют серьезную опасность для демократического образования. Подобная селективность является следствием, скорее всего, неверно понимаемой самодостаточности того или иного этноса, национальной гордости, которые запрещают заимствование из других культур как "чужих", "плохих", "враждебных".

Педагогический этноцентризм предлагает стереотипы нетерпимости, отказа от любых компромиссов во взаимоотношениях представителей этнокультур. Вирусом подобных стереотипов заражена определенная часть молодежи из ведущих этнокультурных групп. Так, во Франции немало подростков из семей коренных жителей далеки от политкорректности и настроены откровенно враждебно по отношению к иммигрантам. В Москве из числа опрошенных в 2002 г. подростков и юношей 10,7% высказали мнение, что представители национальных меньшинств не вправе рассчитывать на официальное признание своих праздников. 11,3% убеждены в необходимости изолированных национальных школ в Москве и т.д.[2]

Со своей стороны значительная часть молодежи, принадлежащей к малым этнокультурам, ведет себя крайне агрессивно и вызывающе по отношению к культуре большинства. Эго наглядно показал во Франции бунт осенью 2005 г. арабских и африканских подростков, которыми руководили низменные инстинкты ненависти и уничтожения.

Надо признать, что в сфере образования в ситуации нарастания этнической диверсификации мирового сообщества имеет место скрытое или явное усиление идей этноцентризма. Питательной почвой педагогического этноцентризма служат трагические события межнациональной розни: этнические чистки при распаде Югославии, террористические акты сепаратистов и националистов в Великобритании, Индии, Израиле, Испании, России, США и т.д.

От педагогики требуется критика деструктивного влияния этноцентризма, который выражается в числе прочего в обосновании закрытости культур этнических групп, неприятии межкультурного диалога посредством воспитания и обучения. Для преодоления этноцентризма необходимо создание общего образовательного пространства, где представлены разнообразные культуры и где обращаются к неповторимому опыту традиций каждого этноса. Лишь в этом случае образование оказывается связующим способом соединения различных культурно-этнических образов мира.

Помочь педагогике выявить и преодолеть стереотипы этноцентризма могут ответы на ряд вопросов: прибегают ли школьники к выражениям и намекам, имеющим уничижительный расовый или национальный оттенок, используют ли учащиеся негативные обобщения в разговорах о расовых и национальных группах, считают ли они себя лучше и умнее в силу расовой и национальной принадлежности, формируются ли группы детей по расовым, религиозным, национальным признакам и т.д.

Некоторые педагоги полагают, что педагогический этноцентризм отнюдь не всегда является источником разлада между субкультурами. Такие ученые, как Г. Ауэрнхеймер, Г. Рейх, уверяют, что возможна трансформация агрессивного педагогического этноцентризма в либеральный, очищенный от ксенофобии национализм. По их мнению, разумное взвешенное внедрение подобного либерального этноцентризма в систему воспитания и обучения мультикультурных сообществ создает дополнительные педагогические возможности и позволяет личности становиться мультикультурной, избирать собственную культурную ориентацию[3].

С такими суждениями трудно согласиться. Мирное сосуществование поликультурализма и этноцентризма в принципе недостижимо, поскольку последним так или иначе прикрываются сугубо националистические настроения, что в корне противоположно идеям демократического воспитания.