Педагогические закономерности

Развиваться, совершенствоваться, накапливать новые знания, улучшать жизнь – вечная задача человека и человечества. Своей цели человек достигает размышлением и действием. Размышлять и действовать без ошибок человек не способен. Ничто и никогда с первой попытки не удается. Приходится делать множество попыток (проб), из которых в конце концов выбирается лучшая. Так происходит отбор и накопление правильных знаний и основанных на них действий.

Путь проб и ошибок – самый древний, проверенный и надежный. Он не самый быстрый, экономный и легкий, но зато интуитивно понятен каждому, доступен, применим всегда и везде, обязательно приводит к определенным выводам. Начинай действовать, а в процессе действия присматривайся и корректируй. Пробуй, пытайся, ищи. Под лежачий камень вода не течет.

Путем проб и ошибок накоплены огромные знания. Мы уже долго развиваемся как человечество, много чего испробовали, много наделали ошибок, но и опыт какой-никакой приобрели. Главное теперь не утратить, не растерять его, иначе все придется начинать сначала. Утрачен, например, опыт изготовления булатной стали, построения зданий без единого гвоздя или крепчайшего бетона. Перешли на более простые технологии. Если опыт, правильное действие забываются, путем проб и ошибок все начинается сначала.

В воспитании опыт предков во многом забыт, точнее, проигнорирован. Способы сильного и гуманного влияния на подрастающего человека, которые безотказно действовали в прежние времена и давали гарантированный результат, утрачены, искажены и изменены до неузнаваемости. Бьемся, как бы возобновить и предотвратить сползание, но бабушкин рецепт забыт, а новый значительно хуже.

Наука – это собрание опыта правильных действий. Опыт очищается от конкретных обстоятельств, рафинируется и передается потомкам в виде законов, закономерностей, принципов основное требование которых – не нарушать проверенную систему действий. Через законы и закономерности воспитания наши предшественники как бы призывают нас: это уже проверено и подтверждено тысячи раз, берите высокие знания, не повторяйте наших ошибок, воспитывайте и обучайте подрастающие поколения лучше, чем мы.

Самые важные, самые главные знания в каждой науке – закономерности и законы. Некоторые наиболее важные и общие закономерности и законы носят название принципов (от лат. principis – первые, главные, основные). Законы, закономерности, принципы составляют фундамент педагогической теории. Через правила теория соединяется с практикой (рис. 23).

Наиболее общей научной категорией является закономерность. Она может быть определена как факт наличия объективной, существенной, необходимой, общей, устойчивой и повторяющейся связи между объектами или процессами реальной действительности. Если два или несколько объектов (процессов) взаимодействуют между собой и если изменение одного из них влечет за собой изменения другого, то между ними существует связь. Если эта связь проявляется постоянно при определенных условиях, то здесь уже начинает пробивать себе дорогу закономерность.

Рис. 23. Иерархия педагогических знаний

Науковеды пытаются уточнить пределы данной категории, установить различия между понятиями "закономерность" и "закон", которые в своей сущности совпадают. Наиболее распространенная точка зрения сводится к тому, что в закономерности подчеркивается сам факт существования постоянной и необходимой связи, но сама эта связь еще не изучена всесторонне. Иногда для краткости уточняют: закономерность – это не до конца познанный закон.

Законы – строго зафиксированные закономерности. Они выражают существенные, общие, устойчивые и повторяющиеся связи. Педагогический закон – устойчивая связь между двумя или несколькими сущностями (объектами, явлениями, процессами) педагогической действительности. Общий закон определяет связи между общими сущностями, а в частных законах сущности могут быть поменьше.

Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда:

1) четко зафиксированы сущности, между которыми устанавливается связь;

2) исследованы вид, форма и характер этой связи;

3) установлены пределы действия (проявления) связи.

Сводя разнообразность объектов, процессов, явлений к существенным отношениям, законы максимально "уплотняют" знания: всегда предпочтительнее знание единого общего закона, чем сотни конкретных фактов.

Основа всего – связь

Если явление (состояние) А влечет за собой явление (состояние) Б, значит, эти состояния находятся в связи между собой. Определяющее будет причиной, зависимое – следствием. Пожелав изменений в следствиях, нужно воздействовать на причину. Только так удается по своему усмотрению вызывать намеченные состояния. Если теперь поставить вопрос, почему не достигаются намеченные изменения, почему не всегда получается обеспечить высокое качество обучения, почему, наконец, нам никак не удается избегнуть непродуманных решений и непредвиденных последствий, ответ будет один – мы плохо знаем или не учитываем связи, вызывающие определенные изменения. Незнание связи, неумение ее учитывать всегда оборачивается крупными потерями, порождает трудности, которых можно избежать при условии полной и правильной реализации требований причинно-следственных зависимостей.

Обнаруживать, фиксировать, описывать и объяснять связи – важнейшая функция науки. Ее стараниями раскрываются зависимости, отношения между явлениями, которые, на первый взгляд, должны навсегда оставаться разделенными; единичные факты перестают быть чуждыми друг другу, должным образом осмысленные, они стремятся к порядку и системе. Наука, продолжим эту мысль Аристотеля, всегда имеет предметом обобщение, она всегда должна искать общую связь, общий закон.

Что и с чем связано в эдукационных и робурсационных процессах? Лишь один ответ не вызывает сомнения – здесь все связано со всем. Обширность взаимосвязей пугает нас. Мы знаем, как они переменчивы, непостижимы, непостоянны. Появляясь на мгновенье в одном месте, они быстро замещаются другими, беспрестанно преобразуясь по непонятной для нас логике. Но лотка существует, ничего ведь не происходит случайно, а тем более беспричинно. И понять ее мы обязаны, если хотим подчинить своей воле учебно-воспитательный процесс и держать в руках бразды управления им. В царстве хаоса мы останемся невольниками, рабами случая, овладев знаниями причин – станем повелителями.

Рис. 24. Прочность и устойчивость закономерной связи

Наглядное изображение связи

Очень понравилось наглядное изображение связи, которое придумали сотрудники отдела дистанционного образования Челябинского государственного педагогического университета. Лекция о закономерностях обучения сопровождается рисунком сцепленных друг с другом зубчатых колес (рис. 24). В промышленном регионе все знают, как прочна и устойчива эта связь. Если одно колесо начинает вращение, то неизбежно придет во вращение и второе колесо.

Можно ли учить и воспитывать "по-всякому"?

Некоторые педагоги отвечают – "да". Что же это за дело такое – эдукация, что его можно выполнять "по-всякому"? Так ли это?

Опасная иллюзия, поразившая педагогику в последние два-три десятилетия, свелась к незамысловатому утверждению: обучение и воспитание – дело творческое. Отсюда как бы само собой вытекал призыв к учителям – творите, раскрепощайтесь, смело ломайте устоявшиеся каноны. Они, эти каноны, составлены для других условий, другой школы, вчерашних учеников. Время нынче такое – вперед зовущее.

Против творчества, в том числе, и педагогического, выступать трудно, да и не к чему. Ценность его велика и первостепенной важности, но только тогда, когда речь идет о творчестве, а не о полуграмотных, дилетантских поползновениях, проистекающих из незнания того, как обучать и воспитывать. Дошло ведь до того, что некоторые педагоги, нарушая самые незыблемые педагогические основы, начинают возражать: работаю, мол, творчески, нестандартно. Не смейте мне мешать. Пробую и ошибаюсь. Это мое право. Вот и получается "по-всякому", кому как захочется.

Права на ошибку у педагога нет. Ошибки педагогов нередко оборачиваются исковерканными судьбами и трагедиями. От виселицы нерадивых педагогов спасает лишь то, что в этом сложнейшем процессе трудно что-либо доказать однозначно: были ли педагогические действия (бездействия) причиной событий.

В связи с этим педагогические действия должны жестко контролироваться. Учитель должен знать педагогические законы и действовать в соответствии с ними. Особенно осторожным нужно быть с "творчеством". Вы хотите, чтобы операцию аппендицита вам делал "творческий" врач? "Отсебятина" педагогов не менее опасна. Каждого, кто берется за многотрудное дело воспитания, нужно жестко проверять на профессиональную пригодность. Вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса должны ставиться осторожно, принципиально, чтобы избежать педагогического "прожектерства" и не навредить воспитанникам. Продолжая продвигаться дальше по пути повального "педагогического творчества", мы идем в никуда, фактически отрицая закономерности и законы обучения – все, что достигнуто нашими предшественниками за долгие столетия развития педагогической науки и практики. Зачем же, спросим, собирались по крупицам педагогические знания?

Наука в некотором роде мать наша родная, как пошутил А. П. Чехов, конечно же, не предполагая, что его словами мы будем призывать российское учительство и студенчество обратить свои благосклонные взгляды на знания, накопленные педагогикой. А. П. Чехов привел нам и назидательный пример результата обучения "по-всякому". Помните начинающего ученого, который решил выучить французский язык? Учительница хотела начать занятия с изучения азбуки, но ученик потребовал, чтобы обучение начиналось сразу с чтения и перевода. Прошло три года, но кроме слова "мемуары" наш открыватель новой методы так ничего и не выучил.