Педагогические технологии руководителя

Профессиональное мастерство руководителя как педагога предполагает наличие у него определенных умений. Среди них важно отметить владение способами организации коллектива. Для руководителя умение проводить совещание – одно из основных. Если совещание превращается в монолог, а собравшиеся молчаливо выслушивают речь начальника, это не может не раздражать сотрудников. Суть такого монологического общения руководителя с подчиненными хорошо выражена в окрашенном иронией высказывании: "При общении с начальством всегда происходит обмен мнениями. Я прихожу со своим мнением, а ухожу – с его". Совещание собирается для того, чтобы советоваться, вместе искать оптимальные решения ситуаций. Умелый руководитель достигает воспитательного результата, когда, выслушав всех собравшихся, подытоживает дискуссию и формулирует решение, опираясь на высказывания сотрудников. Люди видят, что с их мнением считаются, и охотнее выполняют те решения, в создании которых они участвовали.

Руководитель, нацеленный на создание дееспособного коллектива, всегда озабочен его нравственно-психологическим климатом, поскольку понимает, что без нравственности не действуют ни экономические, ни социальные законы и что здоровая нравственно-психологическая атмосфера является основой благополучия организации. Такой руководитель и работников оценивает соответствующим образом. Выдающийся русский педагог Π. Ф. Лесгафт разработал специальную методику для определения нравственного типа человека (конечно, Лесгафт имел в виду ребенка, но методику с успехом можно использовать и во взрослом коллективе). Эта методика включает только необходимое и достаточное – зафиксировать проявления человека в четырех сферах: по отношению к себе; к другим; к правде; к делу. Такого рода технологический подход помогает руководителю составить в своем сознании не одномерный, а объемный нравственный портрет подчиненных ему работников.

Педагогические технологии руководителя предполагают также владение средствами воздействия, когда он умело варьирует приказания, убеждения, просьбы к членам коллектива в зависимости от характера и личности человека и создавшейся ситуации. При этом технологичность предполагает практически автоматический выбор способа воздействия, главное, чтобы в педагогическом арсенале руководителя таких способов было множество. Иногда какая-нибудь мелочь может кардинально изменить ситуацию, например, неправильный выбор интонации, формы обращения. Каждый может сравнить результат обращения руководителя к подчиненным с использованием местоимений "вы" или "мы": если в первом случае руководитель как бы дистанцируется от членов коллектива, то во втором – выступает его органичной частью.

Владение приемами саморегуляции, своим психофизическим аппаратом тоже немаловажный компонент педагогической технологии руководителя. Прежде всего ему нужно иметь адекватные представления о возможностях своего голоса, чтобы умело пользоваться им в воспитательных целях, интонировать высказывания для усиления воздействия. Известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко неоднократно говорил о важности постановки голоса, позы, владения своим лицом и всем организмом для тех, кто хочет целенаправленно влиять на других людей: "Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений"[1]. Можно с определенной долей уверенности считать, что морщины вокруг глаз – признак веселого характера, улыбчивости человека, а, например, сдвинутые брови, складки поперек лба могут свидетельствовать о волевом характере.

О том, как читать мысли других людей по их жестам, рассказывает австралийский ученый Аллан Пиз[2]. Его рекомендации могут сослужить хорошую службу специалисту-руководителю в овладении им педагогическими технологиями.

В частности, Аллан Пиз считает, что размеры личной пространственной территории человека (расстояние, на котором он держится по отношению к другим людям) среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо оттого, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны.

1. Интимная зона: от 15 до 46 см. В нее допускаются самые близкие люди – дети, родители, возлюбленные, ближайшие родственники и друзья.

2. Личная зона: от 46 см до 1,2 м. Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, переговорах и дружеских вечеринках. Если руководитель при беседе с подчиненным, когда собеседников разделяет ширина конторского стола – 1,2 м, встанет из-за стола и подойдет к собеседнику или сядет с ним рядом, сократив расстояние между ними до 0,5 м, то тем самым он приблизит его к интимной зоне, что предполагает большую доверительность в общении.

3. Социальная зона: от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии обычно держатся с малознакомыми людьми или посторонними. Если руководитель общается с сотрудником на подобном расстоянии, эго свидетельствует об определенном отношении к подчиненному.

4. Общественная зона: более 3,6 м. Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории[3].

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей до 80% коммуникации осуществляется невербальными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, соблюдением или нарушением пространства общения. Умелые руководители изучают невербальные средства взаимодействия для обогащения палитры используемых приемов общения.