Педагогические технологии

Долгое время термин "технология" оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился только к технократическому языку, согласно определению в словаре иностранных слов: "технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)".

Хотя буквальное значение слова технология раскрывается при обращении к словарю древнегреческого языка: слово "τέχνηλογια" – переводится как "учение о мастерстве", а два его составляющих слова "τέχνη" – искусство, ремесло, наука и "λογος" – слово; речь; разум, разумное основание; причина; рассуждение; мнение, предположение; понятие, смысл. При таком его значении слово "технология" не только не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов, а напротив, полностью включает их в себя.

Массовое внедрение педагогических технологий в образовательную практику относят к началу 60-х гг. XX столетия, что связано с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы и изменением организации и управления педагогическим процессом в соответствии с изменением целей обучения. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер. В России проблемой изучения, создания и внедрения педагогических технологий как метода управления педагогическим процессом стали П. Я. Гальперин, Η. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, Π. М. Эрдиев, В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д. Первоначально многие исследователи не делали различий между понятиями "педагогическая технология", "технология обучения", "обучающая технология", сам термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а собственно технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, однако и до настоящего времени не существует единого определения понятия "педагогическая технология".

Приведем некоторые из часто употребляемых определений различного авторства (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Определения понятия "педагогическая технология"

Автор

определения

Определение педагогической технологии

Н. В. Смирнова

Определенная совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса

В. П. Беспалько

Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели

Б. Т. Лихачёв

Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которая служит организационно-методическим инструментарием педагогического процесса

М. В. Кларин

Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

А. И. Ракитов

Набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временны́х интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей

В. И. Андреев

Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических за кономерностей у целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании

В. А. Сластёнин

Системная целостность методов и средств, направленных па гарантированное достижение дидактических целей – развитие личности обучаемого, формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального "Я"

Принятое в дидактике определение

Последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему у реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания

Определение

ЮНЕСКО

Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия

Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии в США (1979 г.)

"Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний"

Анализ представленных в табл. 3.8 определений педагогической технологии, данных разными авторами, в разное время и на разных континентах позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология включает в себя строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.