Педагогические конфликты

Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.

К объективным причинам возникновения педагогических конфликтов относятся противоречия:

– между системой воспитания и образования в обществе;

– ценностями, культивируемыми школой, семьей и ценностями, складывающимися в окружающей среде;

– между педагогическим коллективом и семьей;

– между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.

Субъективные причины, приводящие к конфликту:

– индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.п.;

– контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения;

– неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности.

Конфликт может иметь открытый и скрытый характер. Известно, например, что в начальной школе большинство конфликтов ребенка со взрослыми развертывается со стороны ребенка в скрытой форме, так как он еще не готов к открытому противостоянию. Он может очень переживать из-за нарушения своих отношений с родителями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпринять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успешности деятельности), однако он не совершает никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область активных конфликтных действий и отношений.

В многообразии проблем педагогических конфликтов особо значимы следующие:

– связь позиции педагога со стилем управления (организаторской деятельностью),

– стратегии взаимодействия учителей в педагогическом конфликте,

– социальная роль учителя в педагогическом коллективе, влияющая на обострение межличностных отношений.

Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Родитель, Ребенок и Взрослый (схема 8). Например, педагог находится в благодушном состоянии Ребенка, но пытается сделать строгий выговор ученику. Последний будет реагировать на эго-состояние учителя, а не на его слова. Позиция определяет стиль организаторской деятельности учителя. Каждый стиль коррелирует с определенным эго-состоянием: эго-состояние Родитель – с авторитарным стилем, Взрослый – с демократическим стилем, Ребенок – с попустительским стилем.

Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством выбранных им стратегий взаимодействия. Опытные и успешные учителя используют во взаимодействии с учеником стратегии компромисса и сотрудничества. Однако данные стратегии являются наиболее трудными для их практического воплощения. Педагоги могут также решать проблему путем прямого психологического подавления учащегося, реализуя стратегию соперничества. Такой педагог всегда прав, уверен в себе, однако его ученики могут чувствовать собственную неполноценность. В некоторых случаях учителя, чтобы избежать конфликтных ситуаций, стремятся приспособиться к ученикам, классу, выбирая стратегию приспособления или избегания.

Избегание конфликтов во многом связано с неумением взрослых правильно предъявлять требования к воспитанникам. Однако существуют такие ситуации, в которых стратегии избегания и приспособления целесообразнее применить для дальнейшего разрешения проблемы.

Все разнообразие школьных конфликтов может быть систематизировано и представлено в виде трех основных источников конфликтов:

– организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты),

– межличностные отношения в системе "учитель-ученик" (конфликты взаимоотношений),

– конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики).

К организационным причинам конфликтов относятся: нецелесообразно составленное расписание (составляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, нестыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, неудачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т.д.

Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу объективных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживается несовпадение требований, подходов и методик, используемых учителями в начальной и средней школе. Во многом внутренне конфликтны периоды обучения в 1-м (сложный период адаптации к школе), 9-м (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11-м (со всей остротой обнаруживается неготовность школьников к взрослой, самостоятельной жизни) классах.

К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты, возникающие при борьбе за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, "двойная мораль", попытка подчинить авторитарными способами и др.).

Наконец, можно говорить о существовании конфликтогенных личностей, которые как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности. Учитывая, что профессия учителя в настоящее время является одной из самых психологически неустойчивых, педагогов в целом можно отнести к людям, чувствительным к конфликту и конфликтным формам реагирования на различные ситуации. В целом, это относится и к детям. Одни в силу критического возраста, другие – высокой личностной тревожности, патологического типа личности, склонности к агрессивному типу реагирования также являются сами по себе носителями социальных конфликтов.

Таким образом, любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях:

1) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;

2) с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;

3) с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников конфликта по отношению друг к другу, а также готовность к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

Педагогические конфликты можно рассматривать в различных аспектах, но следует помнить о позитивном значении нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитательного процесса. Более того, конструктивное разрешение конфликтной ситуации способствует личностному развитию его участников.