Педагогические идеи Возрождения во Франции

Педагогические идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма Возрождения. Из Сорбонны эти идеи распространились в Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и образования, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

Франсуа Рабле (1494–1553) едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Гаргантюа – герой романа Ф. Рабле "Гаргатюа и Пантагрюэль" забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из своего питомца сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение служит пищей поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты). Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведут беседы, которые помогают узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни – пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни праздно проводит на лоне природы.

Мишель Монтень (1533–1592) в своем основном труде "Опыты" рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению. По меткому замечанию одного из французских историков педагогики, Монтень "предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени". Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем "разъедает" общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это "настоящая тюрьма", откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение ("трубят в уши, будто воду льют"). По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: "Большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу".

Признавая необходимость опереться в воспитании на склонности и задатки детей, Монтень сетовал, что сделать это с раннего возраста затруднительно: "Склонности детей в раннем возрасте проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и неопределенны, что составить себе на этот счет точное суждение очень трудно".

Воспитание Монтень видел очень широко: "Мир наш только школа, где мы учимся познавать". Основную цель образования Монтень усматривал в "самопознании, а также обучении достойно жить и умереть". Он замечал, что люди и животные – дети одной матери Природы, так что следует прививать детям уважительное отношение ко всему сущему. В познании отдавал преимущество чувственному опыту. Размышляя, каким должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы "больше говорил ученик и больше слушал учитель". Предлагая добиваться осмысленного отношения к учебе, он писал: "Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его". Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они "все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету". Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования ("нельзя обучать многому"). Полезно организовать разнообразные связи учащихся с окружающим миром – со знатоками наук, умными и благожелательными друзьями, посещать иные страны. В ходе образования следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности. Умственное образование, но Монтеню, это своеобразное личное присвоение знаний: "Мы берем на хранение чужие мысли и знания. Нужно, однако, сделать их собственными". Идеалом для Монтеня был человек, не умудренный "голой ученостью", а одновременно обладавший "добрым нравом и умом".